На протяжении последних трех лет ключевые исследовательские центры США (RAND, STRATFOR и др.) опубликовали в открытом доступе ряд аналитических работ в отношении Беларуси с содержанием четких предложений по ухудшению российско-белорусских отношений, дестабилизации ситуации в стране и установлению внешнего управления. Частота подобных публикаций увеличилась с конца 2019-го, и эта тенденция отмечается в текущем году.
Открытый шантаж
Так, в декабре 2019 года центр STRATFOR в своей статье An Anxious Russia Tries to Pull Belarus Closer характеризовал отношения России и Беларуси как «формирование новой горячей точки между Востоком и Западом». При этом указывалось, что в случае дальнейшей эскалации конфликта Минск может перейти на сторону Запада. Ключевой вывод данной публикации: руководству стран Запада надо не упустить исторический момент и перетянуть Беларусь на свою сторону.В этом году STRATFOR опубликовал целый ряд статей, которые в своем идейном содержании в основном придерживались концепции нивелирования властных полномочий Александра Лукашенко, поддержки протестных настроений, усиления роли оппозиции и посреднических позиций Запада, вытеснения России, предотвращения нормализации отношений Беларуси с Россией. Идею активного вмешательства во внутренние дела Беларуси поддержало и руководство американской корпорации RAND. Так, ее исполнительный директор Вильям Картни опубликовал статью «Роль Запада в Беларуси», в которой четко сформировал условия транзита власти Александра Лукашенко при посредничестве ЕС, ОБСЕ, США и невмешательстве Российской Федерации.
В статье указывается, что «для снижения озабоченности Москвы Запад мог бы четко обозначить, что его единственная цель — мирная передача власти, а не геополитическая перестройка. Если в Грузии и Украине оппозиция стремилась к прозападной принадлежности, такой как соглашения об ассоциации с ЕС или членство в НАТО, то в Беларуси, похоже, этого не происходит».
При этом RAND как ключевая фабрика мысли американского истеблишмента идет на открытый шантаж руководства России: «Кремлю может быть трудно принять более демократическое восточнославянское государство на границе с Россией, но Европейский Союз и Соединенные Штаты могут ясно дать понять, что любое улучшение отношений с Москвой возможно при условии отказа России от любого вмешательства в Беларусь».
Картни предлагает через возможности ОБСЕ предоставить «техническую помощь» Беларуси для «проведения честных и открытых выборов и формирования правительства, которое будет пользоваться поддержкой большинства населения страны». При этом такая процедура рассматривается корпорацией RAND как «ключевое условие личной безопасности Александра Лукашенко». Таким образом, влиятельный американский аналитик пытается шантажировать не только руководство РФ, но и белорусского лидера, где на кону оказывается безопасность его жизни и будущее семьи.
Вызовы, риски и возможности
Учитывая значимость и уровень влияния корпорации RAND на процессы принятия решений в США, ЕС и НАТО, можно однозначно утверждать, что размещение такой статьи в открытом доступе ориентировано на достижение ряда ключевых целей: оправдание необходимости вмешательства США в дела Беларуси; подготовку международного сообщества к неизбежности проведения повторных выборов в Беларуси с последующим транзитом власти к подконтрольным Вашингтону персоналиям, открытому торгу с Москвой относительно условий невмешательства в Беларусь в обмен на снятие санкций и нормализацию отношений с Западом. А также демонстрация странам коллективного Запада своих решительных намерений по отрыву Беларуси от России и ослаблению позиций Москвы в регионе и мире.При этом, по нашему мнению, белорусский кризис является испытательным полигоном для последующей атаки на Россию.
В Беларуси отрабатываются подрывные технологии, происходит проверка боем российского оппозиционного актива, который был весьма заметен как на улицах Минска, так и в информационном пространстве в августе 2020 года.
В геополитическом контексте победа оппозиции в Беларуси станет крупнейшим поражением России на международной арене, которое по своим последствиям может быть более катастрофично, чем утрата Украины в 2014 году.
Во внутриполитическом плане для патриотической части российского общества потеря Беларуси будет означать подрыв доверия к политике Владимира Путина, а для либерально настроенной массы в Москве и ряде иных крупных городов (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Хабаровск) «победа революции» в Минске станет триггером для начала активных действий по смене власти в Москве, которая получит соответствующую поддержку из-за рубежа.
При этом ряд общих для двух стран внутриполитических проблем (электоральная усталость части общества, протестные настроения в кругах «креативного класса» и молодежной среде, падение реальных денежных доходов населения) в РФ дополняется собственной спецификой: межэтнические и региональные противоречия, вызовы национализма и исламского терроризма, организованный криминалитет, социальное неравенство и прочее.
То есть речь идет об использовании белорусского детонатора для взрыва протестных настроений и дестабилизации ситуации внутри России с последующим разрушением российской государственности, фрагментированием страны, уничтожением ядерного потенциала и окончательным оформлением успеха США в достижении глобального доминирования.
Что касается Беларуси, то совершенно очевидно, что внутриполитический кризис серьезно ослабляет экономику и позиции страны на внешней арене. Уже произошла девальвация национальной валюты, ЗВР страны уменьшились больше чем на 15 процентов в течение одного месяца. Беларусь находится под угрозой введения санкций со стороны стран Запада, нельзя исключать попыток блокировки хозяйственных операций белорусских компаний и расчетных счетов белорусских резидентов за рубежом.
В таких условиях в случае свержения власти страна окажется в преддефолтном состоянии, руководство будет вынуждено объявить о приватизации государственных активов по бросовым ценам, прибегнуть к кредитной поддержке МВФ под жесткие условия урезания социальных расходов. По примеру соседней Украины стоит ожидать катастрофического падения ВВП, массовой безработицы, ликвидации бесплатной медицины, обесценивания национальной валюты и многократного увеличения тарифов ЖКХ для населения.
Финальной точкой может стать открытие рынка земли. То есть о некоем «суверенитете» Беларуси можно будет говорить с большой долей условности.
Соответственно, общим интересом является сближение Беларуси и России, проведение согласованной внешней политики, совместных операций в области безопасности, а в экономике — укрепление промышленной кооперации, создание общего рынка нефти и газа, постепенный переход к валютному союзу.
Алексей АВДОНИН.
Александр ШПАКОВСКИЙ.