Многие взрослые дают своим чадам деньги на карманные расходы, будучи уверенными, что приучать к планированию бюджета надо с малых лет. Мы побеседовали с куратором Школы финансовой грамотности экономического факультета БГУ Татьяной Свиридовой о том, что такое экономическое воспитание.
Показать альтернативу
Недавно знакомая жаловалась на своего десятилетнего сына, который постоянно просит деньги и тратит их на ерунду. Газировка, чипсы, бесполезные игрушки… Сколько она ни проводила так называемую воспитательную беседу, толку ноль. Ребенок пару дней пережидал, а затем снова действовал по обкатанной схеме. Эту ситуацию я рассказала Татьяне Свиридовой, чтобы узнать, какие действия надо предпринять родителям, чтобы научить сына грамотно распоряжаться деньгами.— Это не единичный случай. С подобным сталкиваются многие родители, — успокаивает эксперт. — Стоит отметить, что сегодняшние дети — это поколение альфа, рожденное в мире технологий и информационной экономики. Им доступно многое. И у них другая поведенческая психология. Они не приемлют подчинения и строгого контроля, зато как губка впитывают полученную информацию. Концепция непрерывного образования — про них. Для них любая ситуация — это урок, который они хотят усвоить.
Эксперт советует дать детям финансовую свободу, конечно, в рамках дозволенных границ и пояснить «правила игры». Сумма, которая уйдет на детские опыты, должна быть в пределах разумного.
— Давать ребенку деньги, а затем ругать его за то, что он тратит их на ерунду, не стоит. Надо выработать с ним определенную стратегию, например, не давать каждый день деньги, а выделить определенную сумму на неделю. При этом постарайтесь в упрощенном варианте показать модель финансового плана — доходы, расходы — и расписать, куда он может пустить деньги. Альтернатив много: можно купить себе булочку в столовой, чипсы либо же часть отложить на мечту.
Игровой формат
Татьяна Свиридова советует знакомить малышей с финансовым миром с 5–6 лет. В этом возрасте они проявляют ко всему большой интерес и ищут причинно-следственные связи:— С этого возраста ребенку можно выдавать первые деньги. Вдобавок к этому подарить ему копилку, кошелек. Таким образом закладывается база для формирования финансовой культуры. Дети уже играют «в магазин». Конечно, игры играми, но эффективнее брать сына или дочь с собой в магазин и там на реальных примерах рассказывать и показывать, что такое деньги, какие есть потребности у семьи и какие возможности.
Здесь возникает еще один вопрос: как объяснить чаду, что родительский кошелек не бесконечен? Порой довольно сложно избежать истерик и слез после отказа покупать очередную игрушку.
— К сожалению, каким путем деньги попадают в кошелек, детям рассказать доходчиво непросто. Это понимание зачастую приходит после того, как они сами начнут осуществлять какую-либо деятельность. Поэтому у каждого с малых лет должен быть свой круг обязанностей. Когда люди что-то делают, они узнают цену труда, — говорит Татьяна Свиридова. — Еще один момент: хорошо, если родители покажут детям, где они работают. Так те начнут понимать, что купюры не падают с неба.
Родители и их финансовое поведение всегда были примером для ребенка. Но с поколением альфа дела обстоят иначе. Они черпают необходимую информацию из своей среды обитания. Притом что сегодня среда — это даже не школа, а информационное пространство, отмечает специалист:
— Поэтому родители должны понимать, что слушает ребенок, что смотрит. Важно давать детям правильную пищу для ума.
Карточка или наличные?
Уже более 350 школ заключили партнерские отношения с Беларусбанком. В результате у учеников теперь есть собственные банковские карты. Насколько это полезно для детей и стимулирует ли наличие карточки бесконтрольную трату денег?— Банки идут навстречу родителям и позволяют устанавливать лимиты на расходы. Что касается школы, конечно, здесь гораздо удобнее карточка. Во-первых, у ребенка нередко снижена концентрация внимания. Следовательно, потерять наличные — дело несложное. В этом случае карта — инструмент бережливости.
Когда речь идет о контроле средств, здесь порой теряется и взрослый. Следить за тратами, когда постоянно платишь картой, сложно. Бумажные купюры мы видим и понимаем, сколько и куда ушло, подчеркивает эксперт:
— Наличные деньги могут храниться у ребенка дома в качестве сбережений. А от безналичных расчетов мы никуда не уйдем, поэтому гораздо разумнее детей учить пользоваться карточкой.
Олимпийские призовые
В прошлом году в Минске прошла десятая олимпиада по финансовой грамотности. Участвовало рекордное количество ребят со всей страны — 25 тысяч человек. Из них в финал вышел 21 конкурсант.Планирование личного и семейного бюджета, сбережения и заимствования, цифровой банкинг, защита от мошенников, страхование, налоги — все эти темы есть в тестах. Также в них включены задачи на расчеты и вычисления, касающиеся денег.
Лидером в финансовой гонке стал одиннадцатиклассник Иван Левчишин из Добрынской средней школы Ельского района. Он удостоен главного приза в размере 1500 рублей. Деньги решил, в частности, пустить на покупку ноутбука. Второе место занял ученик гродненской средней школы № 11 имени генерала армии А. И. Антонова Александр Жук. Ему досталось 1250 рублей. Минчанин Михаил Клокель, одиннадцатиклассник средней школы № 87, занял третью строчку и получил 1000 рублей.
К слову, ни один из участников республиканского этапа олимпиады не уехал домой с пустыми руками. Помимо дипломов, у каждого из ребят теперь есть своя именная банковская карточка, рюкзак, наушники и денежная премия 300 рублей. Учителя, подготовившие участников, также получили вознаграждение в размере 300 рублей.
КСТАТИ
Начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Национального банка Беларуси Юлия Сакович констатирует, что за последние годы ситуация в сфере финансовой грамотности существенно изменилась:
— Интерес детей к этой теме вырос. К тому же многое сделано в стране, чтобы внедрить различные модули финграмотности в образовательные предметы (математику, обществоведение, историю, информатику и др.) на разных уровнях образования. Национальный банк со своей стороны помогает в том, чтобы наше молодое поколение выросло финансово грамотным.
По словам Юлии Сакович, на данный момент выпущены соответствующие учебники для 8–9-х и 5–7-х классов. Эти пособия призваны помочь педагогам при подготовке и проведении факультативных занятий. Также стартовал проект по повышению финансовой грамотности учителей.
yankovich@sb.by