Дмитрий ШЕВЦОВ: — Как врач и как общественный деятель я сторонник того, чтобы зарплата в системе здравоохранения постоянно росла. Медицина — сложная сфера, в нее поступают наиболее одаренные абитуриенты, здесь один из самых высоких уровней подготовки и ответственности. Поэтому меры государства по стимулированию роста зарплаты нами всегда приветствуются. Однако мы не должны исходить из того, что медицина — бюджетная сфера, а потому ждать, когда она будет наполняться деньгами от налогов. Мы тоже должны совершенствовать свою работу и повышать ее эффективность. |
Николай КОСТЕЛЕЙ: — При прежней оплате труда бывала ситуация, когда, например, в одном госучреждении уборщице начисляли 300 рублей зарплаты — и ей платили минималку, то есть 330. В другом же учреждении уборщица получала 350 рублей. Но при пересмотре корректирующих коэффициентов складывалась парадоксальная ситуация: вторая получала уже не 350, а 370 рублей, а вот первой выходило 320 начисленных, в итоге ей платили все ту же минималку — 330. Новый механизм оплаты труда позволяет увеличивать зарплату конкретным работникам в конкретных госучреждениях. |
Владимир ПОПЛЫКО: — На любом рынке труда присутствуют государство как регулятор, работодатели, работники, посредники (те же кадровые агентства, агентства по подбору персонала) и обязательно профсоюзы. А потому чрезвычайно важным является аспект обратной связи. Общественным организациям обязательно нужно быть в этом процессе и совместными усилиями оперативно корректировать возможные шероховатости. |
Первые расчетные листки людьми получены, первые зарплаты по новой системе начислены. Что показал новый механизм оплаты труда?
Н.Костелей: Во‑первых, он существенно упростился. Новая система оплаты труда четко определила состав заработной платы. Ранее были тарифная ставка (оклад), множество повышений, надбавок и доплат, которые исчислялись от разных баз, все это было довольно затруднено для восприятия и применения.
Во‑вторых, вместо тарифной ставки первого разряда введена базовая ставка, размер которой значительно увеличился. Кроме того, появилась новая, 18‑разрядная тарифная сетка, которая используется только для оплаты труда бюджетников. При этом количество стимулирующих и компенсирующих выплат в 2020 году по сравнению с прошлым годом значительно сокращено.
В‑третьих, с января 2020 года появилось важное новшество: введены две выплаты — на оздоровление и материальная помощь. Здесь есть принципиальный момент: выплата на оздоровление определена в размере 0,5 оклада работника, а на выплату материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями направляются средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. При этом данная материальная помощь не предусмотрена как обязательная выплата каждому работнику. Это те средства, условия выплаты которых руководитель организации определит в положении.
Обычно зарплата работника за декабрь складывается в среднем на 12 процентов выше, чем за январь следующего года.Еще одна важная деталь — определение полномочий государственным органам в вопросах оплаты труда. Десятки лет размеры оплаты труда централизованно определяло Министерство труда и социальной защиты. Сейчас руководителям ряда государственных органов делегировано право определять тарифные разряды по тем должностям, которые перечислены в указе.
Например, Министерство здравоохранения определяет тарифные разряды по должностям медицинских работников. Смысл заключается в том, что тарифные разряды, установленные для врачей, будут единые независимо от их места работы для всех бюджетных организаций. Не важно, где работает врач — в организациях Министерства здравоохранения, Министерства культуры или, например, Министерства обороны.
Второй момент. Этим же работникам устанавливаются стимулирующие и компенсирующие выплаты и их размеры, которые обязательны для применения во всех бюджетных организациях.
Все государственные органы в отношении работников бюджетных организаций, которые им подчинены, а также в отношении работников бюджетных организаций, подчиненных местным исполкомам, обязательно устанавливают перечень стимулирующих и компенсирующих выплат. Руководитель организации обязан использовать этот перечень и какие‑то дополнительные выплаты с другими наименованиями устанавливать не вправе.
Д.Шевцов: Хочу дополнить. В соответствии с пунктом 12 этого указа заработная плата должна быть не ниже прошлогодней без учета премии. Это важный момент. Сейчас возникает своего рода ажитация на эту тему, в том числе и в СМИ. Новая система заработала, экономисты все объяснили, все вроде бы понятно с возможными выплатами и надбавками. Однако отдельные журналисты либо недопонимают, либо пытаются совершенно напрасно раскачать ситуацию. Из‑за этого у сотрудников постоянно возникают вопросы: а какой же будет в итоге зарплата, а что с премией?
Да, мы перешли на новый механизм. Раньше основной дополнительной выплатой была премия, ее размер был довольно значительный по сравнению с нынешним. То есть из прошлых 20 процентов формировался фонд, из которого шли различные выплаты по определенным показателям деятельности отдельного сотрудника. Сейчас премия составляет 5 процентов, но при этом есть ряд других компенсирующих и стимулирующих выплат.
Раньше мы могли премией мотивировать сотрудников: из тех же 300 рублей в случае депремирования на 50 процентов это было существенно и ощутимо. Сейчас премия у медработников в среднем составляет 60 — 70 рублей, соответственно, уровень воздействия уже не тот. Но у нас другие моменты, за которые положены выплаты, например за сложность и напряженность.
Январь для сотрудников несколько волнителен, но мы объясняем: есть зарплата каждого из них по уровню прошлого года. За ориентир брали октябрьскую, поскольку в декабре размер зарплаты всегда больше за счет дополнительных выплат по итогам года. Мы исходили из того, что зарплата в этом году должна быть не ниже прошлогодней. Для этого у нас есть различные надбавки (за сложность и напряженность, за особые условия труда). В расчетных листках сотрудники увидят все изменения.
Премиальный сегмент
В чем смысл этих принципиальных изменений
Д.Шевцов: Сейчас концептуально подошли к понятию заработной платы и ее составляющей. Раньше было много различных выплат, добавок. Сейчас все приведено к общему знаменателю, минимизированы дополнительные доплаты. Сейчас мы берем расчетный листок и видим, за какие условия и что есть. Все понятно и прозрачно. Во‑первых, оклад стал значительно выше, чем ранее. Во‑вторых, самих надбавок стало меньше, но они весомые. И человек понимает: пусть премия относительно невысокая, но за сложность и напряженность, например, начисляется сумма, которая раньше входила в состав обезличенной премии. Сейчас каждый сотрудник получает 5 процентов премии, но есть добавки, которые могут достигать и 200 процентов размера оклада.
В.Поплыко: Новой системой оплаты труда предполагается создать дополнительные стимулы для специалистов с высокой квалификацией. Приятно было услышать, что, например, если врач работает в системе образования, его квалификация и труд будут также оценены. Январь 2020 года — это новая точка отсчета, после которой внедряются новые механизмы оценки труда.
Н.Костелей: Кстати, на инфолинию Министерства труда и социальной защиты поступают различные вопросы, в том числе и такие: почему мне не дали премию за счет внебюджетных средств? Но это определяет руководитель организации — в зависимости от степени участия работника в формировании внебюджетного фонда, насколько весомый вклад он внес в этот процесс.
В бюджете‑2020 предусмотрен фонд оплаты труда, обеспечивающий среднегодовое повышение зарплаты в бюджетной сфере не менее чем на 10 процентов по сравнению с 2019 годом.Д.Шевцов: «Насколько весомый вклад внес» — очень верное замечание. Сфера здравоохранения действительно расширяет внебюджетные доходы — за счет предоставления дополнительных, сервисных услуг. Есть планирование этой деятельности, и если работник не будет выполнять доведенные задания, дополнительного стимулирования он получать не будет.
Н.Костелей: При этом руководитель действует не единолично. Основным документом, который регламентирует его действия, является положение, в котором должен быть четко прописан в том числе алгоритм стимулирования своих работников. Это очень важный документ, и чем детальнее он прописан, тем более минимизирован субъективизм, в том числе при принятии решения руководителем о стимулировании того или иного сотрудника.
По принципу справедливости
Отражают ли новые механизмы оплаты труда социальную сущность нашего государства
В.Поплыко: Государство всегда исполняет свою социальную функцию — в сфере образования, здравоохранения и других. В этих сферах трудится огромное количество людей. Почему люди идут работать в так называемую бюджетную сферу, в которой финансирование осуществляется из государственного бюджета? Люди нацелены на стабильную работу и, соответственно, на стабильную зарплату. В отличие от бизнеса, где есть четкое понимание, что предпринимательских рисков никто не отменял и любой бизнес вполне может закончиться банкротством. Между тем за последние годы у нас сокращается численность населения и количество занятых. В бюджетной сфере государство намерено, да и обязано, выплачивать работникам заработную плату. Но у меня как у работника бюджетной сферы вызывает вопрос, как новая форма оплаты труда в бюджетной сфере будет влиять на будущее пенсионное обеспечение? Население‑то стареет…
Н.Костелей: Если бы указ был направлен на повышение заработной платы, возросла бы и пенсионная составляющая. Но данный указ позволяет снивелировать ряд негативных моментов, имевших место при прежнем механизме оплаты труда. С другой стороны, минимальная зарплата выросла с 330 до 375 рублей, и это, естественно, повлияет и на пенсионное обеспечение.
В чем преимущество новой системы оплаты труда? В том, что стимулирующие выплаты согласно пункту 10 указа устанавливаются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда. Прежняя же система оплаты была настолько централизована, что любое повышение оплаты какой‑либо категории работников требовало целую процедуру: согласование с Минфином и Минтруда, принятие постановления, выделение средств.
Д.Шевцов: Недостатки прежней тарифной сетки были хорошо заметны в сфере здравоохранения. Не хочу умалять ни одну профессию, но когда у санитарки был почти такой же оклад, как и у медицинской сестры, притом что уровень образования и подготовки у этих категорий совершенно различный, это было нехорошо.
В.Поплыко: С другой стороны, есть основания рассчитывать, что новая система оплаты труда позволит решить и одну из социальных проблем, связанную уже с высокооплачиваемой категорией специалистов, — я имею в виду «утечку умов», высококвалифицированных кадров.
Д.Шевцов: Если говорить о системе здравоохранения, рискну заявить следующее.
Нет никакой «утечки мозгов» — есть миграция. «Утечка мозгов» предполагает массовый отток специалистов из конкретной отрасли с последующим выездом за пределы страны. У нас же есть миграция, которая всегда была и всегда будет. Есть те, кто уезжает на работу по контракту и возвращается назад по его окончании. Есть уезжающие на стажировки, специализации, на постоянное место жительства. Наконец, бывают, к счастью нечасто, попытки перекупить наших специалистов. Но при этом есть и определенное количество врачей, которые точно так же приезжают на работу к нам. То есть это нормальный процесс миграции, но никак не утечки.
Могу даже привести характерный пример: ни по линии Белорусской ассоциации врачей, ни по линии РОО «Белая Русь» обращений с нареканиями на зарплаты в сфере здравоохранения не поступает. Другое дело, что разъяснять ситуацию и новые механизмы оплаты труда людям нужно. Люди читают не только государственные СМИ, в которых профессионалы компетентно информируют о тех или иных аспектах нашей жизни. Информация черпается и из иных ресурсов, тех же соцсетей, а там немало откровенно абсурдных сообщений, принимаемых порой на веру. Думаю, общественный ажиотаж вокруг темы нового механизма оплаты труда схлынет через пару‑тройку месяцев. Люди получат к тому времени уже несколько расчетных листков и сами убедятся, что все ясно, прозрачно и понятно.
konoga@sb.by
osipov@sb.by