Как заготавливают иммунную плазму для лечения коронавирусных больных в Гомельской области

Поделись кровинкою своей

Еще во время первой волны пандемии для лечения коронавируса стали использовать иммунную плазму анти-COVID-19. Ее производят из крови людей, которые уже переболели и согласились помочь тем, кто борется с опасной инфекцией. Подробности журналисты «Р» узнали в Гомельском областном центре трансфузиологии.

Медсестра Татьяна Лапицкая за работой, донор — Дмитрий Шутов. 

Новая задача

В обиходе учреждение больше известно под прежним названием — станция переливания крови. Так центр именовался до начала прошлого года, принесшего миру COVID-19. Вскоре после этого у персонала появилась новая задача — заготовка антиковидной плазмы и обеспечение ею медицинских стационаров.

Одна из основных задач учреждения в последнее время — заготовка антиковидной плазмы.

— Никаких глобальных сложностей в связи с этим у нас не возникло, — рассказывает главный врач Гомельского областного центра трансфузиологии Ирина Козырь. — Дело в том, что технически процесс ничем не отличается от заготовки обычной плазмы, которой мы занимаемся на протяжении многих лет. Отмечу также, что, несмотря на все трудности, объемы заготовки крови и ее компонентов в прошлом году не снизились. Планы были полностью выполнены. 

На сегодня в реестре учреждения значится свыше 9000 человек. Большинство из них выступают донорами не единожды в течение года. По законодательству сдавать кровь можно раз в два месяца, плазму — каждые 14 дней. 

Донации проводятся не только в стационарных условиях, но и выездными бригадами, которые посещают различные предприятия и учреждения. А их коллективы могут участвовать в полезном деле без отрыва от производства. В привлечении доноров на безвозмездной основе активно участвуют профсоюзы, Красный Крест, «Белая Русь», БРСМ и другие общественные объединения. 

Гомельский областной центр трансфузиологии, отделение заготовки крови в стационарных и выездных условиях. 

Не панацея, но помощь 

Первыми использовать иммунную плазму начали страны, в которых пандемия произошла раньше. Аналогично и у нас метод опробовали регионы, где выявлялись первые заболевания. Действенность метода оценивали в Республиканском научно-практическом центре трансфузиологии и медицинских биотехнологий, куда поступали сведения из учреждений здравоохранения. Эффективность оценивается на уровне 60—70 процентов.

— При этом нужно, конечно, понимать, что антиковидная плазма не панацея и не избавляет от коронавируса мгновенно, заместитель главного врача по медицинской части Надежда Ткач разъясняет нюансы. — Она применяется в комплексе с остальным лечением. Как правило, в качестве средства пассивной иммунизации при тяжелых и средних формах заболевания. 

В Гомеле первым донором стал молодой спортсмен-акробат Алексей Заяц. Почти год назад у него же первого в городе обнаружили инфекцию. Парень привез ее, вернувшись с соревнований в Португалии. Переболел в легкой форме. А когда с ним связались сотрудники центра трансфузиологии, без колебаний согласился помочь. И впоследствии исполнял донорскую функцию еще не единожды. 

С того момента процесс пошел. Сдавать антиковидную плазму начали те, кто был донором еще до пандемии и также переболел коронавирусом. А почти полсотни человек решились поделиться своей кровью впервые. Часть из них пополнила ряды постоянных доноров. 

Забор крови у доноров. Старшая медсестра Елена Петруненко.

Донор и гражданин 

Заходим в отделение заготовки компонентов крови в стационарных условиях. Здесь проводится плазмаферез. Это когда у донора забирается порция крови, из нее извлекается плазма, а остальное тут же возвращается обратно в кровоток. Для компенсации объема также вводится физраствор. В зависимости от применяемой методики процесс занимает от 40 минут до полутора часов. В среднем за день процедуру плазмафереза проходят 25—30 человек. 

Рядом находится зал первичного фракционирования крови. 

— Из одной дозы крови, составляющей 400—500 миллилитров, можно получать сразу четыре компонента: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты и плазму, — рассказывает заведующая отделением Светлана Ребенкова. — В специальных камерах плазма замораживается при температуре минус 65 градусов и ниже. А затем помещается на карантинное хранение. 

На момент нашего визита кресла в донорском зале заняты. Находящиеся в них люди смотрят закрепленные на стене телевизоры или привычно погружены в собственные телефоны. Среди тех, кто сейчас в прямом смысле отдает частичку себя, — преподаватель Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Дмитрий Ковалев. Назвать общее число своих донаций он затрудняется — количество перевалило за сотню. Впервые стал донором во время службы в армии. 

— Я бы не назвал это привычкой или уж тем более хобби, — улыбается Дмитрий в ответ на высказанное мною предположение. — Скорее, выражение моей гражданской позиции в том виде, в каком я ее понимаю. Ведь если в моих силах таким образом помочь другим людям, что может помешать? 

Плазма не пропадет

Безопасность заготовки и качества «материала» обеспечивается по ряду критериев. Стать донором иммунной плазмы можно не раньше, чем через два месяца после болезни. А если коронавирусная инфекция сопровождалась воспалением легких, отвод продлевается до полугода. Впрочем, если полученная плазма подвергается методу патоген-редукции (о котором чуть ниже), становиться донором можно уже на 15-й день после полного выздоровления. 

Ключевой показатель — в крови донора должна быть достаточная концентрация антител. К сведению, в нужном количестве они вырабатываются не у всех переболевших. У некоторых и вовсе не появляются. 

Непосредственно перед сдачей проводится общий анализ крови, а также исследования на маркеры ВИЧ, сифилиса, гепатитов В и С. Также предоставляются сведения о болезнях, перенесенных в прошлом. Это для того, чтобы исключить противопоказания, перечень которых включает различные заболевания. 

Полгода замороженная плазма должна находиться на карантинном хранении. Лишь тогда ее можно использовать. Однако в разгар пандемии ждать столько времени было нельзя. Поэтому применялся метод патоген-редукции, позволяющий использовать антиковидную плазму уже через сутки. Единственный минус — дороговизна способа. Но в период острой необходимости вопрос затрат отходил на второй план. Ведь здоровье граждан дороже денег. 

Параллельно шли заготовка и хранение обычным способом. При необходимости осуществлялся обмен между регионами. Например, Гомель делился плазмой с Минском и наоборот. На сегодня необходимости в патоген-редуцировании нет. В наличии достаточный запас для всех групп крови. При том, что спрос снижается по мере того, как заболеваемость COVID-19 в Гомельской области идет на спад. 

— Конечно, постоянный запас должен быть, — констатирует Надежда Ткач. — Никто не знает, как будут развиваться дальнейшие события. Но при любом сценарии применение заготовленной плазме найдется. Она может храниться три года и использоваться в том числе для производства лекарств. 

ЦИФРА

В прошлом году Гомельским областным центром трансфузиологии было заготовлено свыше 200 литров иммунной плазмы анти-COVID-19. Ее донором стал 131 человек. Всего же учреждением проведено 27 369 донаций. В среднем более сотни за каждый рабочий день. Также заготовлено почти 22 000 литров цельной крови.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter