Полгода пятиклассник червенской средней школы № 3 Роман Лавринович посещает столярную мастерскую и свое будущее представляет четко: «Когда вырасту, буду краснодеревщиком». Планы стать резчиками, столярами, мастерами по деревообработке разделяют еще несколько десятков мальчишек, которые занимаются в Центре творчества детей и молодежи Червеня. Эти профессии они распробовали на вкус.
Школьники ловко управляются с инструментами
Из ладони в ладонь Рома аккуратно перекладывает деревянный кленовый лист – новенькую подставку для чайной кружки. Этот сувенир он еще немного отшлифует и подарит маме, а потом примется за новый шедевр:
– По дороге на занятия часто представляю, какой предмет сделаю в этот раз. Когда работаешь руками, развивается творческое мышление. Мне нравится делать красивые вещи из дерева.
Трижды в неделю после уроков спешит в мастерскую и пятиклассник-гимназист Стас Мисюра. За несколько месяцев он научился работать пилой, стамеской и другими инструментами, которые не каждый взрослый держал в руках:
– Сейчас выпиливаю кухонную доску для бабушки Вали, у нее скоро день рождения. А до этого мастерил лопатку для сковороды, объемные скульптуры из мелких деталей. Мне нетрудно воплощать фантазии в жизнь: сначала придумываю и зарисовываю эскиз на бумаге, а после создаю форму из дерева. В мастерской занимаюсь с начала года, кроме этого, хожу еще на рисование, учусь плести из лозы.
Занятия для детей в мастерской бесплатные, поделки разрешают забирать домой. Из толстого бревна восьмиклассник средней школы № 4 Червеня Андрей Добринец вырезает медведя. Своеобразной деревянной скульптурой юноша планирует украсить свой двор. За его спиной в углу мастерской возвышается оригинальная елка, которую юный резчик смастерил к новогодним праздникам. Сложно ли создавать фигуру выше себя ростом? В секреты процесса деревообработки Андрей посвящает охотно, но не отвлекаясь от своего медведя:
– Сначала беру обычное бревно нужного размера, леплю фигуру, которую хочу сделать. А потом инструментом сбиваю все лишнее, вырезаю форму. На большую скульптуру трачу примерно месяц.
В будущем Андрей хочет стать резчиком по дереву. А вот второклассник Артем Семенович пока так далеко не заглядывает, хотя в свои восемь лет создает вещицы, которые запросто впишутся в любой дизайнерский интерьер в стиле лофт, прованс или кантри:
– Пришел в столярную за компанию с другом. Понравилось! Сделал маме ложку, полку, себе трактор, а вот теперь сундук мастерю. Его можно использовать как копилку или сейф для разных мелочей.
Еще недавно мастерская не пользовалась такой популярностью у ребят, вспоминает директор Центра творчества детей и молодежи Червеня Люция Дюжева:
– Она была старенькая: не хватало инструментов, материалов, станков, комфортного помещения, чтобы разместить учеников. Мы давно мечтали сделать современную столярную, поэтому в прошлом году решили поучаствовать в конкурсе проектов ПРООН «Содействие развитию на местном уровне». Заручившись поддержкой местных властей, предложили инициативу «Реализуй себя в творчестве», написали бизнес-план и победили: нам выделили 12 тысяч евро на оснащение помещения, закупку оборудования. Но и сами не сидели сложа руки – ремонт, полочки и вообще каждую деталь в интерьере сотрудники нашего центра делали своими руками во внерабочее время. В качестве партнера привлекли местный лесхоз: предприятие предоставляет материалы для наших подопечных. Теперь от желающих отбоя нет. Но дело не только в атмосфере, но и в молодом талантливом педагоге, который увлек детей работой с деревом.
Подступиться к мастеру по резьбе Сергею Клёссу удается едва ли. Со всех сторон его окружили мальчишки: «Сергей Сергеевич, а я правильно делаю?», «А можно мне выпилить эту деталь?» Педагог терпеливо раздает указания, подключаясь то к одному, то к другому ученику для работы в четыре руки. В Червень приехал из Чашников: почти два года назад молодой специалист распределился сюда после окончания Витебского государственного технологического колледжа:
– Когда только приехал, в мастерской все было по старинке. За год сделали ремонт, закупили современное оборудование, инструменты, материал – и интерес у детей возрос. Сейчас у меня занимаются более 90 мальчишек и девчонок разных возрастов: от первого класса до девятого. Некоторые группы инклюзивные: в них и дети с особенностями развития. Но во время занятий разницы не чувствую – творчество всем улучшает настроение, любому ребенку интересно и приятно, когда у него получаются красивые и функциональные вещи. А мне в удовольствие учить детей, передавать им знания и опыт. В детстве о такой мастерской мог только мечтать.
Педагог Сергей Клёсс и пятиклассник Роман Лавринович уже придумали, что смастерят на следующем занятии
zubkova@sb.by,
фото автора, БЕЛТА
«Когда вырасту, стану краснодеревщиком». В Червене работает уникальная мастерская для детей
Под звуки пилы и молотка
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.