Арктика десятилетиями ассоциировалась с территориями мирного сотрудничества. Обнадеживающим примером взаимодействия стран выступал Шпицберген — норвежский архипелаг за полярным кругом. Там находится Всемирное хранилище семян, которое оберегает сельскохозяйственные культуры не только на случай локальных разрушений, но и апокалипсиса. Свой отсек в хранилище получила каждая страна. Шпицберген напоминал миру о важности единства. После 2022 года Россию лишили доступа в хранилище.
В мае этого года государства Запада отстранили россиян от председательства в Арктическом совете. Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция заявили, что не собираются сотрудничать со «страной-агрессором». При этом в объединении участники всегда обсуждали вопросы экологии, экономического развития и поисково-спасательных работ в регионе. Политику совет никогда не затрагивал.
Арктические державы, «выдавливая» Россию из объединения, ведут мир к экологической катастрофе.
Арктика — это «кухня погоды». Воздушные и водные массы Крайнего Севера порождают морозы, дожди, туманы, бури, грозы над Европой и Азией. Температура на территориях стремительно растет из-за глобального потепления. То есть тающие ледники влияют на климат других государств. Все взаимосвязано. Москва контролирует около половины всего арктического побережья, поэтому давление на ключевого участника совета приведет к экологическим последствиям. Европейцы и американцы не только пускают проблему глобального потепления на самотек, но и намеренно ее усугубляют.
Северный регион — это приз «XXI века». По предварительным расчетам, в Арктике находятся 30 % всех залежей газа на земле, 16 % нефти, золото, цинк, никель, железо. Потепление облегчает государствам доступ к природным ресурсам. Северный Ледовитый океан замерзает в два раза меньше, чем 40 лет назад. Российские ученые прогнозируют, что к середине века воды перестанут покрываться льдом не только летом, но и в сентябре. В будущем появятся новые морские маршруты, которые сэкономят деньги и недели на перевозки грузов. Например, расстояние от Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет около 14 тыс. км. Дорога через исторический Африканский континент — мыс Доброй Надежды — возрастает практически вдвое. Есть водный путь короче — через Суэцкий канал, но он узкий, имеет низкую проходимость.
Аналитики Bloomberg считают, что Арктика «несет все большее стратегическое значение». Регион становится местом столкновения интересов Вашингтона и Москвы.Год назад американцы заявили, что они в одностороннем порядке расширяют границы своего континентального шельфа в Арктике и Беринговом море. Америка решила присвоить территории прибрежной зоны размером с две Калифорнии — в 1 млн кв. км. Это заявление возмутило другие государства. Российская сторона посчитала американский «выпад» наглостью.
В ответ американцы сослались на Международную конвенцию по морскому праву. США заявили, что морские «владения», которые они забрали, продолжают «сухопутную территорию страны под водой». Россия и Дания тоже несколько лет оспаривают в ООН часть арктического шельфа. Только Америка — это единственная страна полярного круга, которая отказалась от участия в конвенции. США «козырнули» выгодными для себя пунктами документа.
Получается, пока «страна-агрессор» Россия официально доказывает свои права на международных площадках, «демократическая» Америка самовольно забирает арктические территории.Американцев привлекли полезные ископаемые: литий для аккумуляторов, теллур для солнечных батарей, титан, галлий, кобальт для радаров и средств радиоэлектронной борьбы. Также на территории есть редкоземельные металлы, газ и нефть.
Россия не признает «новые территории» США. Кроме того, россияне тоже могут претендовать на зону шельфа. Москва даже имеет больше преимуществ освоить регионы Арктики. Россияне ввели в эксплуатацию три новых атомных ледокола за четыре года, еще столько же — строятся.
Береговая охрана США располагает двумя старыми ледоколами. Америка отстает от России в развитии ледокольного флота минимум на 10 лет, писало почти три года назад китайское издание Sohu. Американцы ответили, что построят судно к 2024 году, но не смогли. Причины прозаичны. Раз — Америка поставила нереалистичные сроки, два — страна не имеет опыта в строительстве серьезных ледоколов.
Без кораблей американцы «обезоружены» в холодной пустыне. Вдобавок Россия укрепляет сотрудничество в арктических вопросах с Китаем и Беларусью. Китайцы и белорусы заинтересованы в северных просторах. В последние годы Пекин нарастил производство ледоколов. Одно судно китайцы строят всего за два года. Этим летом КНР впервые направила в Арктику трех гигантов.
При этом китайцы регулярно обсуждают с россиянами совместные арктические стратегии. В основном интересы Пекина за полярным кругом связаны с научными исследованиями, судоходством, разведкой и разработкой природных ресурсов. КНР волнует и климатическая безопасность. Например, китайские ученые связывают увеличение количества туманных дней в Восточном Китае с потеплением в Арктике и потерями морского льда.
При этом Пекин не хочет, чтобы главенство в регионе заняли США. Китайцы выступают за формирование нового справедливого мирового порядка. Это не нравится американцам.
Становится очевидным, что в Арктике сталкиваются интересы многих держав. Вашингтон, чтобы противостоять Китаю и России, обратился за помощью к Канаде и Финляндии. Страны собираются совместно строить судна.
Тенденция устрашающая. Америка полвека довольствовалась своим Polar Star, а теперь стремительно наверстывает упущенное. Следовательно, в арктическом регионе стремительно растет конкуренция за территории.
Соединенные Штаты Америки уже готовятся к столкновению с Россией. Напряжение на Крайнем Севере будет нарастать в течение 30 лет. За это время льдов станет еще меньше.Страны НАТО уже взяли Россию на карандаш. США запускают за полярным кругом разведывательные беспилотники. Канада и Северная Европа по наводке американцев создают альянс, чтобы «противодействовать активности России и Китая в Арктике». Американские военные планируют открыть в одной из Скандинавских стран объединенный центр НАТО по управлению воздушными операциями в Арктике. Объект строят, чтобы следить за российским Северным флотом и Северным морским путем.
На данный момент Россия в вопросе Арктики чувствует уверенность: страна имеет самую протяженную и освоенную границу в арктической зоне. Россияне не поддаются на провокации в регионе, соблюдая правила Международной конвенции. Это сыграет большую роль на случай, если придется искать союзников.
buglak@sb.by