Вашингтон понимает, что чем дольше продлятся различные ограничения и карантины, тем более реальна вероятность оказаться в точке невозврата — национальная экономика может сложиться как карточный домик. А что уже говорить о развивающихся странах, в которых проживает две трети населения планеты? По данным Центра новостей ООН, для того чтобы этим странам преодолеть социально-экономические последствия пандемии коронавируса, необходимо 2,5 триллиона долларов. Где их взять? Эксперты считают, что мировой экономический рост, который, согласно опубликованному в январе прогнозу Всемирного банка, ожидался в 2020 году на уровне 2,7%, составит вследствие влияния коронавируса около 1,7%. И это только предварительно.
Ближайший наш сосед, Россия, тоже терпит огромные убытки: лишь вследствие введенного карантина российский Институт проблем естественных монополий оценил спад промышленного производства уже в марте в 1,2%. А нерабочий апрель в России может привести к тому, что 20% частных предприятий и вовсе не откроются. Если карантин продлится дольше, эта цифра удвоится.
Сегодня получается так: чем масштабнее компания, тем более обширна география ее деятельности и тем с большим количеством партнеров она сотрудничает, завися от них. Беларусь также включена в глобальную экономику. Однако большинство производств отечественных предприятий сконцентрировано в пределах границ страны — это большой плюс, который может служить дополнительным буфером в смягчении последствий мирового кризиса. Но, несмотря на это обстоятельство, полностью избежать пагубного воздействия последствий эпидемии не удастся, Правительство работает над принятием целого комплекса мер.
На этом фоне многие сегодня разделились во мнении: вводить карантин в стране или нет. Представители противоположных точек зрения используют разные аргументы, многие из которых, на первый взгляд, кажутся весьма убедительными. Я считаю, что в этом плане самые верные решения принимаются в зависимости от реальной необходимости, а не от субъективных мнений. Закрыть людей в квартирах — не проблема. Проблема — компенсировать потери от такого «наркоза» и вернуть экономику в дальнейшем на привычные рельсы. Если уже США не на шутку забеспокоились по поводу последствий своих карантинов и других ограничений, то на что могут рассчитывать небольшие государства, не имеющие долларовых эмиссионных центров и залежей углеводородов?
Предвижу возражения наиболее впечатлительной части читателей, мол, о каких экономических потерях можно вести речь, людей надо спасать! Да, надо. И спасают. И слава богу, что не наступил тот момент, когда население необходимо было бы закрыть в своих домах и выпустить на улицу только вооруженные патрули. Будем верить, что и не наступит — оперативная обстановка в стране и на ее границах позволяет на это серьезно надеяться.
А что такое карантин? По сути, это осадное положение: границы закрыты, отсутствует возможность перемещаться, каждый день останавливается все больше и больше предприятий, разрывается множество связей. Начинает нервничать и население, опустошая полки магазинов. Какими бы огромными ни были запасы гречки, но если каждый покупатель берет, например, десятикратную среднюю норму единомоментно, то какие очереди грузовиков должны стоять возле супермаркетов, чтобы удовлетворить такой спрос? В итоге будут расти и цены, ведь спрос рождает предложение. Неизбежными спутниками таких действий, как показывают СМИ различных стран в последнее время, становятся всевозможные слухи и, хуже всего, паника, от которой людей страдает всегда больше, чем от бактерий и вирусов. Это одни из основных внешних проявлений карантина, которые сможет увидеть каждый после его объявления.
Существует еще одна его сторона, которая будет самой губительной для экономики: разрыв экономических связей, потеря рабочих мест и возможности производить конкурентоспособные и востребованные на мировом рынке товары, снижение прибавочной стоимости продукта, невозможность находить новые рынки сбыта и т. д. Да и вообще, идеи отправить производство на карантин — сущий популизм, причем весьма дешевый. Чем тогда платить людям? Это, по сути, экономическая бомба, которая будет стоить не один процент ВВП, и никакие антикризисные меры уже не помогут, так как если ты не произвел продукт с высокой добавленной стоимостью — значит, обнищал. Поэтому, согласитесь, если есть возможность, то лучше без карантина. При этом ценность каждой человеческой жизни здесь даже не обсуждается — выше нее что может быть?
shamko@sb.by