У сегодняшнего поколения подростков минимум живого общения со сверстниками, почти все свободное время многие проводят наедине с гаджетами, часами бродят по интернету, не ощущая при этом ни одиночества, ни скуки. Папы и мамы не всегда знают, как относиться к такой недетской особенности. Запрещать сидеть у монитора или нет?
Компьютер — вещь сегодня незаменимая, считают 38-летний могилевский коммерческий директор Павел и его 35-летняя жена-библиотекарь Ольга, но подростки должны бродить по интернету исключительно под присмотром родителей и обязательно чередовать свое “сидячее” увлечение с подвижными играми, находить время выполнять несложную работу по дому. Недавно в семье узнали, что 13-летний сын Кирилл всерьез увлекся компьютерными играми. Что же, решили родители, хобби перспективное. Теперь они задались вопросом: с чьей помощью мальчик может добиться по-настоящему высоких результатов?
Побродив по интернету, супруги узнали, что сегодня в мире около 2,3 млрд геймеров, больше всего — порядка 620 млн — в Китае. В тройку лидеров по числу киберспортсменов входят также США и Япония, Россия занимается 11-е место. А белорусские спортсмены пока только на 45-й и 46-й строчках в мировом рейтинге и мечтают попасть в топ-30. И если команды, занимающие верхние строчки в глобальном рейтинге, могут рассчитывать на доходы в миллионы долларов, то гонорары самых успешных белорусских игроков пока не превышают 1500—2000 долларов.
Наши команды активно играют в заметных турнирах Nemiga и GoodJob, а также достаточно часто появляются на престижном сайте HLTV.org. Этот ресурс ведет статистику игроков и отслеживает главные турниры.
Профессиональный киберспорт возник в начале 2000-х. Чуть позже появились репетиторы по компьютерным играм — стримеры, показывающие на собственном примере в интернете все свои действия и дающие к ним комментарии. Профессия эта достаточно редкая, неудивительно, что час занятий с профессиональным геймером стоит значительно дороже, чем, к примеру, услуги репетитора по физике или математике. При этом представители новой специальности не дают никаких гарантий ни в том, что их ученик сможет освоить “предмет” в совершенстве, ни в том, что он станет профессиональным киберспортсменом, способным получать высокие гонорары. Да и возможно ли вообще найти такого тренера в областном городе?
Сперва Павел с Ольгой натолкнулись на информацию, что в одном из местных вузов несколько лет назад проходил Кубок Беларуси по киберспорту по World of Tanks. Подобные мероприятия проводились одним из республиканских общественных объединений в разных городах страны в различных вузах при поддержке министерств обороны, образования и связи для развития национального киберспорта. Надо отдать должное популярности мероприятия, турнир собрал тогда довольно много народа. Отчет о соревнованиях с многочисленными фотоснимками сохранился в социальных сетях, однако у Павла и Ольги так и не получилось списаться с кем-то из его участников.
Зато в Минске обнаружилась первая в стране кибершкола, где готовят геймеров. Принимают в нее с 12 лет, а 20-летние абитуриенты считаются... уже “возрастными”. Впрочем, ничего удивительного. Ведь и в самом киберспорте значительных результатов обычно добиваются 15—25-летние. Хотя, конечно, бывают и исключения.
Среди репетиторов по киберспорту, работающих в школе, как ни странно, вы не встретите раскрученных геймеров: замечено, что почему-то у большинства из них не получается передавать другим свои знания и умения. Ведь чтобы обучать других, тоже нужно обладать определенными талантами: умением доходчиво донести свою мысль, выдержкой и терпением. В общем, репетиторов в школу набирали очень тщательно на конкурсной основе. Кстати, здесь главный упор делают на обучении навыкам работы в команде. Почему-то в отличие от тех же китайцев нашим спортсменам после каждого турнира свойственно не разбирать ошибки и делать выводы, а обвинять друг друга в неудачах. Помимо кибершколы, родители Кирилла сумели отыскать для сына и тренера по геймингу в Могилеве. 18-летний студент Дмитрий попросил не афишировать его фамилию, так как не нуждается в рекламе. Он запросил за каждый академический час своей работы по 10 долларов, предупредив, что услуги более маститых, раскрученных коллег стоят вдвое больше. В общем, у Кирилла и его папы с мамой теперь есть выбор. Теперь они взвешивают все за и против для каждого варианта, чтобы принять правильное решение. Родители надеются натаскать подростка до профессионального уровня, чтобы он смог получать за участие в турнирах серьезные деньги, поэтому сейчас готовы вложиться в его образование.
По прогнозам специалистов, доходы индустрии киберспорта за нынешний год могут составить 905,6 млн долларов и превысить прошлогодние на 38 процентов. А еще через два года аналитики прогнозируют суперприбыль 1,4 млрд долларов. Причем эти деньги должны поступить из нескольких источников: от спонсоров, продажи билетов на турниры, предоставления рекламных площадей, продажи сувениров с логотипами команд и прав на трансляцию соревнований. Так что обучаться на геймера-профессионала действительно выгодно.
К примеру, призовой фонд недавнего турнира The International по игре Dota 2 составил более 24 млн долларов, а самая успешная киберспортивная команда Team Liquid с начала года заработала, участвуя в таких соревнованиях, 15,3 млн долларов. При этом самые высокодоходные ее игроки получили более трех миллионов каждый.
Сегодня наши вузы приглашают молодежь обучаться на разработчиков компьютерных игр. Это также перспективная и высокодоходная сфера. И, конечно, никто не мешает представителям этой востребованной профессии попробовать свои силы в киберспорте. Думаю, у них-то точно должно получиться.
Миллионы с турнира
Недавно в канадском Ванкувере прошел чемпионат мира по Dota 2 — The International 2018. На турнир были приглашены 16 сильнейших команд со всех континентов. Наша национальная киберспортивная организация Zubar Gaming совместно с MITGAMING и сетью кинотеатров “Кино Минска” провела совместный просмотр чемпионата мира. Около 700 болельщиков разных возрастов и профессий наблюдали за ходом турнира, который длился семь часов до самого утра и был признан самым зрелищным за всю историю проведения Dota.
В финале встретились китайский коллектив PSG.LGD, победу которому прочили все букмекерские конторы, и команда OG, на которую из-за смены основных игроков немногие решались делать ставки. Но вопреки ожиданиям большинства именно игроки OG стали чемпионами мира, со счетом 3:2 завоевав главный приз “Аегис” — кубок в виде щита. Команде выплатили и серьезную сумму призовых — 11 миллионов долларов.
Черный экран
Профессиональным геймером может стать далеко не каждый, при этом многочасовое сидение около монитора опасно для здоровья. Страдают зрение, нервная система, известны случаи, когда слишком долгая игра приводила даже к летальному исходу. Так, недавно умерла от истощения китайская девочка после многосуточной игры в World of Warcraft. А циничные игроки не только не сделали выводов из произошедшего, но и... провели после этого виртуальную церемонию похорон.
Также могилевский психолог Олег Короткевич напоминает: игровая зависимость вообще с трудом поддается корректировке, а компьютерная не поддается вовсе. Все мы живем в мире гаджетов и полностью изолировать от них человека невозможно.
Но во всем нужно чувство меры.
mendeleva@sb.by
Где найти тренера по киберспорту
Побеждают играючи
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.