В Администрации Президента рассказали о новых подходах в противодействии наркоугрозе

По закону и справедливости

Не по количеству выявленных преступлений, а по качеству борьбы с наркоугрозой в целом будет оцениваться эффективность противодействия наркомании в стране. Беларусь продолжает совершенствовать меры для решения этой большой проблемы. Подробнее о новых подходах «СБ. Беларусь сегодня» рассказал заместитель Главы Администрации Президента Валерий МИЦКЕВИЧ.

фото белта.

— Валерий Вацлавович, чем вызвана необходимость в доработке и развитии инструментов противодействия наркопреступности?

— Давайте вспомним 2014 год, когда наркотическая угроза в стране всерьез нарастала. Мы рисковали потерять наших детей, причем не только в переносном смысле: молодые люди гибли от передозировки наркотиков, от новых видов синтетических веществ. После изучения ситуации был принят соответствующий декрет Президента, в частности, серьезно ужесточались меры уголовной ответственности. Также были введены важные терминологические понятия, например, о базовой структуре наркотика. Это дало возможность работать на упреждение, то есть включать новые опасные вещества в список запрещенных еще до того, как они появлялись в Беларуси. Эти и другие меры, как показывает статистика, привели к устойчивому снижению уровня преступности.

Решение Президента принесло очевидный результат: непосредственная наркоугроза государству была остановлена. 

Разумеется, в процессе нового правоприменения немало людей было привлечено к уголовной ответственности. В Администрации Президента ситуация внимательно отслеживалась, и я могу сказать, что мы получили массу обращений как со стороны самих осужденных и их родственников, так и от людей, чьи близкие пострадали от наркотиков. Суть всех обращений и ситуации в целом регулярно докладывалась Главе государства. Постепенно выявились определенные недостатки в борьбе с наркопреступностью. Например, в один момент проявилась такая парадоксальная тенденция, когда уменьшилось количество изъятых наркотических веществ, а количество смертей от передозировок увеличилось. В конце концов Президент пригласил все заинтересованные стороны на совещание, где предложил обсудить, насколько верно применяется закон, насколько правильно люди, особенно несовершеннолетние граждане, осуждаются к длительным срокам лишения свободы, насколько серьезны преступления, которые они совершили. Речь в первую очередь шла о распространении наркотиков, организации каналов сбыта, создании нарколабораторий… Могли ли оказаться в числе осужденных случайные люди? Этот вопрос волновал в разрезе принципа справедливости, который, как вам известно, является краеугольным камнем политики 

Президента. Разговор на совещании получился большой и серьезный: обсуждались и общие тенденции, и отдельные ситуации, на примере которых можно было судить о преимуществах и недостатках сложившейся правоприменительной практики. В итоге Глава государства дал поручение разработать целый комплекс мер по повышению эффективности противодействия наркоугрозе и профилактике наркомании. 

— Расскажите подробнее, что это за меры?

— Во-первых, поручено организовать более объективную оценку работы правоохранительных органов. До сих пор критериями их антинаркотической деятельности было количество зарегистрированных преступлений, количество задержанных и осужденных… 

Теперь главным мерилом эффективности правоохранителей должны стать не количественные показатели, а снижение наркоугрозы в целом. По следующим критериям:

— предотвращение вовлечения несовершеннолетних в наркопреступность;

— объем изъятых наркотиков;

— выявление каналов сбыта и нарколабораторий;

— уменьшение числа случаев гибели от передозировок.

Именно из этих более объективных критериев следует исходить правоохранительным органам, оценивая свою работу.

Во-вторых, опять же исходя из принципа справедливости, Президент поручил пристально рассмотреть состав осужденных за наркопреступления. Возможно, в их числе есть люди, которые уже осознали тяжесть содеянного и искренне раскаялись. Если они твердо встали на путь исправления, если достаточно того наказания, которое они уже понесли, то возможно их условно-досрочное освобождение. Конечно, если они возьмут на себя обязательства не нарушать закон, трудоустроиться или поступить на учебу. Также Президент поручил рассмотреть возможность представления к помилованию тех людей, кто явно случайно совершил преступление. Но обе нормы не будут иметь массовый характер, каждое дело рассмотрят индивидуально. Кроме того, обязательными условиями помилования станут поручительство близких родственников и отбытие не менее половины срока наказания. Обязательно будут изучаться личность осужденного, его поведение, а также все обстоятельства дела.

— Что означает случайность совершения преступления?

— Ну вы же понимаете, в жизни всякое может произойти. Особенно с подростком, психика которого еще не сформирована, у него еще нет устойчивых понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо. Кто-то решил попробовать наркотик из любопытства, кто-то — из ложных понятий о дружбе, кто-то соблазнился возможностью легко подзаработать. То есть совершил преступление под влиянием минутных порывов и явно сделал жизненную ошибку. Разумеется, речь не идет об убежденных наркодилерах, которые работали на системной основе и продавали вещества большому количеству людей, отлично понимая, что подвергают их жизни серьезной угрозе. Это уже не случайность. Так что помилование — шанс прежде всего для тех, кто действительно оступился. Если же они не воспользуются этим шансом и совершат преступление повторно, то новое наказание, конечно же, будет еще жестче.

Беседовал Роман РУДЬ.

rud@sb.by

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Президент Александр Лукашенко на совещании по вопросам противодействия распространению наркотиков и профилактики наркомании 29 октября 2019 года:

• Вы помните, обращаясь к проблеме наркотиков, часто говорили, что идем по неизведанной целине. Таких комплексных мер никогда ни одна страна, а тем более Беларусь, не принимала в сфере антинаркотической борьбы и профилактики. Мы тогда приняли решение, что к этому вопросу примерно через пять лет вернемся, проанализируем практики и, если необходимо, примем дополнительные меры, что сегодня и пытаемся сделать. С первого захода у нас получится или, может, еще раз придется к этому вопросу вернуться, но к 1 января 2020 года точки над «i» должны быть расставлены.

• Ослаблять давление на субъекты наркотрафика и вообще поставщиков наркотиков мы не имеем права. Если хоть на мгновение об этом забудем, наша страна утонет в этих проблемах и в этом страшном зелье... Подростки соглашаются на уговоры неизвестных им лиц в сети интернет сделать одну-две закладки, не понимая толком, во что ввязываются, а потом получают большие сроки. Естественно, становятся соучастниками сбыта и потребления наркотиков со всеми вытекающими последствиями.

• В Уголовный кодекс не так давно были внесены поправки, которые дают судам возможность более гибко подходить к назначению наказания. Кстати, за смягчение наказания в таком размере, как мы приняли решение, ратовали так называемые то ли партия, то ли общественная организация (речь идет о движении «Матери 328». — Прим. ред.). У людей не должно быть сомнений в справедливости и обоснованности принимаемых судебных решений. Главная задача суда — тщательно разобраться в ситуации и назначить адекватное обстоятельствам дела наказание. Поэтому, если надо дополнительно сориентировать судейский корпус в части единообразного применения закона, давайте разъясним соответствующие вопросы на уровне самого суда, а может быть, пленума Верховного Суда.

Стратегический ход

Министерство внутренних дел и Министерство информации подписали информационную стратегию по профилактике наркопотребления и противодействию незаконному обороту наркотиков в Беларуси на 2020 — 2025 годы.

ФОТО БЕЛТА.

Агентство БЕЛТА передает, что подписи под документом поставили главы ведомств Юрий Караев и Александр Карлюкевич.

Целями стратегии являются содействие объективному пониманию населением всех аспектов таких явлений, как наркотики и наркомания, усиление профилактических и воспитательных мер, особенно среди молодежи. Ключевой аспект — формирование пула специалистов, продвигающих принципы стратегии во взаимодействии с целевыми группами, создающими и распространяющими информацию.

Документ, подготовленный двумя ведомствами, призван стать еще одним эффективным инструментом по сокращению спроса и предложения на наркотики.


Отступления не будет

Все мы помним, как это было. В 2013 — 2014 годах потоком шли известия о новых жертвах наркотиков. Тут девушка выпрыгнула из окна, там сразу несколько человек погибли от передозировки, кто-то сошел с ума, где-то наркоманы зарезали своего малолетнего дилера… Наконец, страна буквально вздрогнула, когда двое молодых гомельчан под действием спайса отрезали своему другу нос и выкололи глаза. Новые формулы синтетических наркотиков появлялись чуть ли не каждый день. Ситуация напоминала стихийное бедствие и грозила стать неконтролируемой. Переломить ее могли только жесткие и молниеносные меры.

Сделать шаг от пропасти позволил тогда Декрет № 6. Да, его неумолимые формулировки и последовавшие изменения в законодательство — снижение возраста привлечения к уголовной ответственности и суровые сроки лишения свободы — шокировали как участников наркопреступлений, так и их родственников. Они не ожидали от государства такой решимости в преодолении беды. Однако именно эта решимость позволила спасти множество жизней. 

Если угодно, ситуацию можно сравнить с тяжелейшей угрозой для страны, которую переживал СССР в 1942 году. Безжалостная обстановка потребовала беспощадных мер вроде знаменитого приказа «Ни шагу назад!». И только после того как враг был разбит, войска получили передышку и возможность совершенствовать тактику. Мы сегодня переживаем нечто похожее в борьбе с наркоманией. Непосредственную атаку отбили, но сама наркоугроза никуда не делась — она просто отошла на новые позиции и планирует их удержать. Мы не можем ей этого позволить.

Поэтому нынешний анализ правоприменения, проводимый в Беларуси, — нисколько не отступление. И не следствие головокружения от успехов в борьбе с опасным явлением. Мы просто совершенствуем стратегию на основе полученного опыта. Значит, дальнейшая война с наркопреступностью будет идти еще эффективнее и позволит избежать случайных жертв. Так что весьма ошибаются те, кто примет милосердие государства и гуманность закона за признаки слабости. Скорее, это шанс еще раз вместе задуматься о родительской ответственности за детей. Только вместе — государство и общество, каждая семья — мы сможем помочь оступившимся. И не дадим наркоугрозе перейти в новое наступление.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by
 

Жест гуманности

Корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» обратился к матерям некоторых осужденных по наркотической статье молодых людей. К этому моменту они еще не читали в СМИ сообщений о предстоящих изменениях в противодействии наркопреступности, узнав их в общих чертах только из слов журналиста. Новость очень взволновала матерей. Они не скрывали своих чувств, делились подробностями — диалоги были эмоциональны. Приводим мнения матерей. 

Наталья Ивановна (сын Максим 2001 года рождения осужден к 9 годам лишения свободы):

— Мы ждали такого акта гуманности от Президента! К этому надо было прийти! У меня несовершеннолетний ребенок. Самое страшное, что сроки детей не пугают перед тем, как они переступят черту. Этот срок их начинает пугать, уже когда они находятся там… Говорите, будет индивидуальный подход? Мы об этом и просили Президента. 

Приезжаешь в колонию, и тебе говорят: у вас такой хороший ребенок! Мой сын лежал в больнице со взрослыми осужденными. И они мне присылают письма с благодарностью: у вас такой отзывчивый сын, помогал больным передвигаться. Спасибо вам за воспитание! А я им отвечаю: меня обвиняют, что плохо воспитала. Я иногда сама не понимаю, что происходит. Индивидуальный подход к каждому — так и должно быть в принципе. Считаю, что это жест гуманности от государства, который восстановит в наших сердцах, в наших семьях веру в справедливость, которую многие потеряли. 

Сейчас я пишу надзорную жалобу. Сама пишу, потому что денег на адвокатов не хватает. Это слезы, это боль... Когда говорят, что посадили не ребенка, а всю семью — это правда. У меня еще двое детей, дочь — инвалид. Она мне говорит: ты только про Максима думаешь, про нас забыла… К сожалению, действительно ловишь себя на том, что мысли только об одном ребенке. Спасибо вам, журналистам, что эту тему поднимаете. Спасибо за новость. Спасибо Президенту, что обратил внимание на наших детей. 

Татьяна Вячеславовна (сын Иван 1996 года рождения — 12 лет лишения свободы): 

— Я 4 года уже в этой теме. Все мероприятия матерей посещаю. Была и на приеме у Главы Администрации Президента Натальи Кочановой. Наталья Ивановна все свои обещания, которые давала нам, выполнила. Она донесла нашу материнскую боль до Президента. После этого применили амнистию, минус два года к нижнему пределу. Обещания были сдержаны. 

Ведь сроки настолько большие! 18‑летним, 19‑летним — от 10 лет! Какими они выйдут оттуда! Тем более что Президент требует прекратить «галочную» систему. Сейчас у нас новый министр внутренних дел Юрий Караев. Мы у него были на приеме, и у него тоже объективная, честная позиция. Если предполагается индивидуальный подход, то меня это очень порадовало. Впервые оступившимся необходимо дать шанс. 

Наталья Зеноновна (сын Никита 1995 года рождения — 14 лет лишения свободы):

— Я знаю, что осужденным снизили порог наказания, кому сняли год, кому — два, кто‑то уже домой отправился. Будут еще изменения? Хорошо, замечательно! Я думаю, что наши дети уже все встали на путь исправления. Потому что год‑два в таких условиях — более чем достаточно. 

Виктор ПОНОМАРЕВ.

ponomarev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter