- Юрий Хаджимуратович, разрешите построить наш разговор на обсуждении вопросов, которые будут интересны не только военнослужащим внутренних войск, но и гражданским людям. Исходя из своего опыта, как вы считаете, зачем нужна служба по призыву и что она дает молодому человеку?
- Мы в первую очередь должны говорить не о том, что служба дает молодому человеку, а о том, что она дает стране, государству и обществу. Военная служба - это поочередная обязанность всех мужчин государства охранять свою территорию, свою страну от каких-либо угроз. Пусть кто-нибудь ответит мне на вопрос: "Есть ли лучшая школа жизни в социуме, чем армия и служба вообще?" Я думаю, никто не сможет мне возразить и назвать разумную альтернативу.
- Спектр задач, выполняемых внутренними войсками, широк. Требования к призывникам высоки. Есть ли сегодня проблемы с призывом на срочную службу? Каковы они и пути их решения?
- Проблема всегда одна и та же. Нам, командирам, хотелось бы видеть в строю всесторонне развитых, думающих, прогнозируемых, то есть психологически устойчивых ребят. Часто в сегодняшнем обществе с его культом потребления такие понятия, как чувство долга, энтузиазм и идейность, уступают место меркантильным интересам и желанию всегда находиться в зоне личного комфорта. К сожалению, это уводит от службы в армии определенную часть людей.
Кроме этого, демографическая ситуация, состояние экологии и образ жизни влияют на состояние здоровья юношей. Вопрос серьезный и заставляет пересматривать законодательство и нормы отбора призывников по здоровью. Приходится гибко подстраиваться под существующую реальность, чтобы не оказаться в ситуации, когда по сухим медицинским критериям служить просто некому. А служить нужно. Потому что для обеспечения национальной безопасности численность Вооруженных Сил, внутренних войск, пограничных войск должна оставаться на определенном уровне. И если для поддержания численности не хватает тех, кто на сто процентов соответствует медицинским нормам, пусть будут те, кто есть. Подвиги совершают не только атлеты.
Еще один момент. Для нас - войск особой специфики - очень важно морально-психологическое состояние призывника, его чистая "полицейская история". Кандидат не должен состоять на различных видах учета, уклоняться от службы, должен довольно неплохо учиться и быть патриотом. А в принципе, система работы с личным составом во внутренних войсках такова, что любых к нам бери - и мы из них сделаем парней что надо. Мы не то чтобы переламываем, мы слегка улучшаем тех, кто попал к нам без устоявшихся моральных ориентиров. После службы у нас они смогут отыскать свой путь, научиться отличать черное от белого, выработать стойкую гражданскую позицию и понять важность здорового образа жизни.
- Что вы можете посоветовать призывнику, который хочет служить во внутренних войсках? Чему стоит уделить особое внимание?
- Все наши поступки идут от наших мыслей и состояния духа. Пусть почитает книги и посмотрит фильмы о Великой Отечественной войне. Обратит внимание не на спецэффекты, а на те трудности и лишения, которые терпели люди в это страшное время. Все. И те, кто сражался с оружием в руках, и те, кто трудился в тылу, и те, кто выживал на оккупированной территории. Пусть постарается понять и почувствовать себя в шкуре тех людей, которые отдавали - кто пот, кто кровь, кто жизнь - для того, чтобы оставаться в своей стране со своим народом. Это раз.
Второе. Пусть каждый день по 10 раз отжимается, по 5 раз подтягивается и немного побегает. Не перетруждая себя и не становясь мастером спорта.
Третье. Пусть попробует жить по распорядку дня. Как оказалось, одна из сложностей армейской жизни - это привыкание к четкому режиму дня. Всего-то нужно: по команде вовремя вставать и ложиться спать, организованно ходить на те или иные мероприятия. Многим это не по нраву. А что в этом плохого или тяжелого? Нужно просто приучить себя к более-менее нормальному образу жизни и распорядку дня.
- Чему научится обычный гражданин во время службы во внутренних войсках?
- Водитель научится лучше машину водить, повар - лучше готовить еду. Но основная часть военнослужащих - это те, кто несет боевую службу. Либо с оружием в руках охраняет объект исправительной системы. Он там особому ремеслу не научится - будет бдительным, решительным, сможет точно действовать по боевому расчету. Тот, кто будет служить в милицейских патрульных подразделениях, постигнет азы милицейской профессии. Тот, кто будет служить в спецназе, станет бесстрашным, хорошо подготовленным, ловким, хорошо стреляющим воином. Вот и все.
- Больше всего и призывники, и их родители (больше мамы) боятся нарушения уставных правил взаимоотношений, говоря гражданским языком - дедовщины. Как с этим обстоят дела во внутренних войсках?
- Не постесняюсь сказать, что лучше, чем где бы то ни было. Ибо условия срочной службы в Беларуси матери и отцы призывников, да и сами ребята чаще сравнивают с условиями в странах СНГ. А исходя из моего опыта общения, информации в СМИ и интернете, в нашей стране борьба с проявлениями дедовщины поставлена лучше всего. А из всех силовых структур нашего государства - во внутренних войсках. И по статистике, и по моему внутреннему ощущению. А я думаю, что несильно оторвался от земли, от рядового солдата.
Секрет порядка очень прост - все офицеры должны быть на своих местах. Их командир не должен бояться плохой статистики. Знать, что принципиально и честно борясь с этим злом, он будет встречаться с трудностями, но результат все равно наступит. Я думаю, что во внутренних войсках этот результат уже давно наступил. А отдельные проявления как исключение из правила мгновенно и жестко пресекаются. Тем, кто пытается нарушить этот писаный и неписаный закон, воздается должное. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы наказание за подобные действия было более чем равноценно правонарушению. Это должно отбить охоту заниматься неуставными отношениями у тех, кто к этому склонен. Просто отвечу за наши внутренние войска - более-менее успешно мы с этой напастью сражаемся. Думаю, те из родителей или призывников, кто интересуется этим вопросом, могут подтвердить мои слова. Громких скандалов, случаев и ЧП у нас нет. А если что-то подобное и случается, мы не боимся выносить сор из избы. Возбуждаем уголовные дела. Мне приходилось даже бороться за то, чтобы приговор был более жестким, чем хотели судьи, следствие или прокуратура. Возможно, это помогло навести четкий уставной порядок.
- Можем ли мы успокоить призывников и их родных?
- Мы не будем их успокаивать, а призовем к бдительности и настороженности. Ведь ростки могут появиться везде, как сорняк. Очень многое зависит и от молодого человека, и от его родителей. Человеческий фактор никто не отменял. Возможно, сержант, лейтенант, капитан недосмотрели. Но существует система параллельной связи с командующим и его заместителями. Солдат, почувствовавший к себе такое отношение, если он видит, что оно не пресекается в подразделении, сообщит об этом отцу, матери. Те же легко могут найти телефон командующего, "телефон доверия" ГУК ВВ МВД. Звонок на него фиксируется, его невозможно скрыть как неудобный, как ненужный, забыть и не доложить об обращении мне. Такой сигнал будет рассмотрен на высоком уровне, тщательно. Как бульдоги, мы вцепимся и будем вытрясать из даже неправдоподобной ситуации все. Пока не дойдем до сути. Легкомысленного и поверхностного отношения к этому явлению, обещаю, не будет!
- Несмотря на такую высокую служебную нагрузку, военнослужащие не освобождены от различного рода хозяйственных работ. Это, к примеру, уборка помещений или территории, наряды по столовой и другие... Есть ли в том необходимость? Не лучше ли нанять гражданский персонал, а освободившееся время отдать боевой подготовке военнослужащих?
- Очень разумный вопрос. Но здесь нужно учитывать различные условия службы. Если территория военной части обширна, а подразделение небольшое, на поддержание порядка уходит много времени, предназначенного для боевой подготовки, - это недопустимо. Если же эти процедуры занимают незначительное время, например, между утренним осмотром и зарядкой и поддерживаются силами дневальных, то нечего и огород городить. Убрали - и забыли. Здесь нужно учитывать и экономическую составляющую, и затраты по времени. Еще раз повторяю: если это вместо боевой подготовки, то нужен дворник. Но в расположение, где парни живут, запускать уборщицу - немного неразумно. Пусть где-то за собой и уберут. Это дисциплинирует их в будущей жизни. В армии можно приобрести элементарные навыки самообслуживания. Уметь содержать в порядке свое личное пространство - спальное и рабочее место - не будет лишним. А к нарядам по столовой можно было бы привлечь разнорабочих, не отвлекать солдат от службы. Над этим подумаем.
- Ваше отношение к идее ухода от срочной службы и замене ее на профессиональную службу по контракту?
- На мой взгляд, такой необходимости сейчас нет. Исходя из многих факторов - геополитического положения страны, демографической ситуации, ментальности и т.д. При всех плюсах контрактной системы есть и минусы. Во-первых, армия сразу станет закрытым кланом. Ухудшится связь между таким государственным институтом, как армия, и обществом. Народ и армия перестанут быть едины. Во-вторых, Вооруженные Силы и внутренние войска станут компактнее. Меньшим числом профессионалов будут решать такое же количество задач, но военно-обученный резерв (а это одна из основных функций срочной службы) резко сократится. Эти мои несколько аргументов перевешивают все те, которые приводят сторонники армии на контрактной основе.
- То есть служба в армии по призыву - это составляющая национальной безопасности?
- Конечно. Просто нужно подобрать оптимальный баланс. Сколько должно быть военнослужащих по призыву, а сколько контрактников. На должности, которые требуют навыков эксплуатации более сложной боевой техники, нужны профессионалы. Для выполнения более простых задач - солдаты срочной службы. К примеру, для поиска потерявшегося ребенка в три часа ночи проще поднять патрульное подразделение солдат-срочников, которые спят в казарме. Они смогут приступить в выполнению задачи оперативнее и слаженнее, чем собирающиеся со всего города контрактники. В своей боеготовности и мобильности военнослужащие срочной службы превосходят контрактников.
- Говорят, армия - это срез общества. Вы согласны с этим?
- Конечно. Ни офицеры, ни генералы, ни тем более солдаты не прилетают в армию с Марса, там жизни нет. Они все приходят из гражданских семей. Они не какие-то избранные, они те, кто живет рядом с нами в соседнем доме, на одной улице, в одной деревне или городе. Люди со своими радостями и печалями.
- Однако в обществе сложилось мнение, что военнослужащие внутренних войск, и тем более сотрудники ОВД, - суперлюди, не имеющие права на ошибку. Так ли это? Или к этому надо относиться по-иному?
- Нет, по-иному относиться не надо. Общество вправе требовать и ожидать от людей в форме ответственного поведения. Мы не супергерои, а люди с повышенной планкой социальной ответственности. Любой обыватель справедливо думает, что сотрудник ОВД или военнослужащий внутренних войск осознанно сделал выбор и понимает, что, кроме формы и социальных льгот, этот выбор предполагает и ограничения, и лишения, и ответственность. Выбор был осознанный. Ты добровольно согласился жить по уставу. Все поступки люди в форме совершают со знанием того, что они влияют не только на его судьбу, но и на имидж структуры, и на честь мундира. Спрос с нас строгий, но так и должно быть.
- Спрос с военнослужащих строгий. Но, возможно, есть универсальное средство, которое позволит предотвратить дисциплинарные проступки или даже правонарушения в войсках?
- Универсального средства нет. Это бесконечная работа. Ведь люди постоянно сменяются. Ты одних воспитал, они стали взрослее, ушли на новые должности или уволились в запас, если речь о солдатах срочной службы. На их место пришли другие. И все начинается сначала.
- Из чего складывается имидж военнослужащего внутренних войск? Как его можно поддерживать и повысить?
- Банальные слова, но это внешний вид. По одежке встречают. Профессионализм в первую очередь. От него идет все. Подготовленный человек не нервничает, не затрачивает много усилий, относится ко всему спокойно. И важный аспект - отношение к людям. Граждане воспринимают нас как тех, чей долг помогать. Они ждут от нас помощи и вежливого, доброжелательного отношения. Мы просто должны относиться ко всем по-человечески, справедливо с теплотой. Человек почувствует это, поймет, что к нему отнеслись правильно, помогли реально. А там, где не сумели помочь, по крайней мере, попытались от чистого сердца, а не ради галочки.
- Каковы нынешние требования к боевой подготовке военнослужащих внутренних войск?
- Требования существенно не изменились. Это повышенная управляемость, что помогает экономить людские ресурсы. Смешение высокого уровня индивидуальной подготовленности военнослужащего с возможностью слаженного взаимодействия больших резервов в любом месте для предотвращения различных чрезвычайных ситуаций.
- Скоро в Беларуси пройдут II Европейские игры. Как будут задействованы внутренние войска в этот период?
- Вопрос актуальный и обсуждается на самом высоком уровне. Военнослужащие будут задействованы массово, служба будет идти круглосуточно, в несколько смен. Нашими силами будут обеспечены оцепление и охрана спортивных объектов, будут проводиться мероприятия по обнаружению взрывчатых веществ и недопущению их попадания в места проведения игр и коммуникации. Кроме того, наши военнослужащие будут патрулировать улицы города. Особенностью подготовки к несению службы во время проведения подобных мероприятий международного уровня является языковая подготовка личного состава, в частности курсы английского языка. Русско-английские разговорники - в арсенале у патрульных. Большой упор делается на правовую подготовку, на психологическую составляющую и идеологический аспект. Наша задача, чтобы военнослужащие смогли показать гостям праздника лучшие качества белорусов. Мы говорим подчиненным, что на этот короткий срок для конкретного иностранца они - лицо Беларуси. От их действий зависит то, какой будут видеть страну.
- В этом году Беларусь отмечает 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Готовят ли внутренние войска что-то особенное к памятной дате?
- Внутренние войска традиционно участвуют в параде. Кроме этого, мне как командующему поручено подготовить дополнительные парадные расчеты. Это строевой расчет отряда милиции особого назначения и впервые в истории Министерства внутренних дел женский строевой расчет. Численность этого расчета - 150 человек. Работа предстоит нелегкая, но мы покажем, какие девушки служат в ОВД и во внутренних войсках МВД. Как они, если надо, пройдут строевым шагом, покажут нашу слаженность, мощь и красоту всему миру. Я уверен, что они достойно представят ведомство на этом знаковом смотре.
- Какими вы видите внутренние войска в будущем?
- Небольшие, высокоманевренные, мобильные войска. Где те процессы, которые можно доверить технике, выполняет техника. А функции, неподвластные механическим устройствам, выполняет высококлассный специалист. Отличительная особенность войск в сравнении с другими структурными подразделениями МВД - умение действовать слаженно большими массами, а не только отдельными парными нарядами. Выполнять задачи, маневрируя и перегруппировываясь. Вот наш облик.
Беседовал Владимир ПОРХОМЦЕВ.
Фото Дениса ПАРХЕЙЧУКА и Алеся ДЕМИНА.