«В доме, где резной палисад», — всплывают в памяти строчки, едва речь заходит о Вологде. Слова песни, самыми известными исполнителями которой были легендарные «Песняры», и поныне ассоциируются не просто с городом, а со всем вологодским краем. На деле же современным символом области куда уместнее считать не изящно обработанное дерево, а металл.
Гидравлика погрузчика-экскаватора ЧЛМЗ-310 позволяет ему выделывать разве что не балетные па. Журналисты восхищались: «Прямо кукла-неваляшка!»
Так и есть: в промышленном центре Вологодчины — Череповце — установлен монумент стомиллионной тонне стали, выплавленной в СССР. И так же, как Вологду на всю страну прославил белорусский коллектив, «Беларусы» могут добавить узнаваемости и городу металлургов. Здесь, на Череповецком литейно–механическом заводе, открылся конвейер по сборке машин большой мощности Минского тракторного завода вдобавок к уже действующему. Организованный Постоянным Комитетом Союзного государства пресс–тур на производство позволил журналистам из Беларуси и России оценить его нынешний размах и будущие перспективы.
Череповец, как и вся Вологодская область, сегодня стремится развиваться и в туристическом направлении, для города даже придуман располагающий слоган: «Горячее сердце Русского Севера». Но известность в новом промышленном амплуа ему действительно принесла кооперация с МТЗ: сейчас с конвейера Череповецкого литейно–механического завода сходит фактически каждая третья из выпускаемых в России машин подобного класса.
Речь о белорусской технике мощностью до 90 лошадиных сил, которая встала на поток в Череповце всего лишь в 2010 году, а сейчас стройные ряды тракторов «Беларус» в фирменных красных и синих цветах встречали журналистов на территории завода. Выпускаемая линейка разнообразна: это и обыкновенные хлебопашцы, и модели с разнообразными навесными агрегатами — от бульдозерных отвалов до телескопических подъемников.
С открытием нового конвейера ее дополнит техника большей мощности — от 120 лошадиных сил, класс особенно востребованный сегодня в сельском хозяйстве, где взят курс на повышение эффективности. И чем мощнее трактор, тем большую площадь на нем сможет обработать один механизатор, тем более выгодной в долгосрочной перспективе она окажется для покупателя. Теперь число модификаций выпускаемых на ЧЛМЗ «Беларусов» превысит десяток, а ежегодное количество выпускаемых тракторов, как ожидается, вплотную приблизится к 4 тысячам.
— Уже сегодня Череповецкий литейно–механический завод выпускает около 1700 тракторов «Беларус», что составляет порядка 30% от производимых в Российской Федерации тракторов подобного класса, — обратил внимание заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин.
— С вводом новой линии, а также линии по производству погрузчиков–экскаваторов ЧЛМЗ–310 есть технологические возможности выйти на производство 3–4 тысяч единиц — такую значительную нишу череповецкий завод будет занимать в России в данном направлении. И если исходить из параметра цена — качество, то выпускаемая продукция является весьма и весьма конкурентоспособной. Каких–либо больших проблем с реализацией не предвидится.
Погрузчик–экскаватор ЧЛМЗ–310 — также яркий пример подобной кооперации, но со своими интересными особенностями. Модель полностью — от первого и до последнего чертежа и схемы — разработана на белорусском предприятии «Дорэлектромаш», но вот выпускается она уже на череповецком заводе полностью из российских деталей. Так, близость к металлургическим заводам, которые находятся прямо в городе, позволяет сэкономить на производстве, а значит, предложить более конкурентоспособную цену. И все же знаком «Сделано в Беларуси» отмечены в машине не только сама идея, но и элементы гидравлики, на надежность которой покупатели особенно обращают внимание при выборе подобной техники. ЧЛМЗ–310 их вряд ли разочарует, ведь на специально устроенной демонстрации возможностей погрузчик–экскаватор разве что не исполнял балетные па. Взмывал на пару метров вверх, опираясь только на ковши спереди и сзади, лихо заваливался набок, стоя на одном колесе и вновь двигая лишь ковшами, а потом, словно кукла–неваляшка, также быстро возвращался в вертикальное положение. Пока ЧЛМЗ–310 на конвейере собирают по 5–7 в месяц, но уже к 2020 году рассчитывают выйти на объемы в 600 единиц.
К слову, на Вологодчине с успехом работают не только белорусские идеи и технологии, но и сами белорусы, отметил гендиректор Череповецкого литейно–механического завода Владимир Боглаев, который родился в Жодино и долгое время работал на БелАЗе:
— Во многом инжиниринг на нашем предприятии представлен выходцами из Беларуси. Некоторые уже создали здесь семьи: недавно заселили один подъезд на 15 квартир для белорусских специалистов, сейчас заселяем второй. Возраст для нас не важен. Приходят и молодые ребята, которые окончили институт и получили двух–трехлетний опыт работы на белорусских предприятиях. Квалификация же инженерных кадров в Беларуси по–прежнему остается одной из лучших на территории бывшего Советского Союза.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Кубрин, заместитель Государственного секретаря Союзного государства:
— Думаю, мы мало найдем промышленных изделий, выпускаемых в России, которые так или иначе не содержат в себе элементов белорусских производств. Происходит глубокая и достаточно серьезная кооперация.
akostyukevich@sb.by
На Вологодчине создается крупнейший машиностроительный кластер Союзного государства
По союзным лекалам
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.