В месяц более 115 тысяч исполнительных производств: как работает система органов принудительного исполнения

По принципу справедливости

Одно из самых социально значимых исполнительных производств, которыми занимаются судебные исполнители, — взыскание алиментов. В нашей стране большинство родителей, которые обязаны выплачивать деньги на содержание несовершеннолетних детей после развода, делают это исправно. Однако есть и те, кто придумывает всевозможные схемы, чтобы уйти от выплат. Корреспондент «Р» отправилась в рейд с судебными исполнителями Центрального района Минска и узнала, что грозит уклонистам от алиментов и какие меры в отношении них принимают.

Судебный исполнитель Александра СУДИЛОВСКАЯ во время рейда.

Бывших детей не бывает

В составе бригады два судебных исполнителя. Несколько раз в неделю они объезжают десятки адресов. Работают в несколько смен. Сегодня вместе с судебным исполнителем отдела органов принудительного исполнения (ОПИ) Центрального района Минска Александрой Судиловской едем проверять имущество 51-летнего должника по алиментам. Во время последнего визита арестовали его пылесос, телевизор и элемент декора. Денежные средства перечислили матери ребенка в счет уплаты алиментов. 

— Если увидим у должника имущество, которое не обнаружили в прошлый раз, то оно тоже будет арестовано. Мужчина уже привлечен к уголовной ответственности за уклонение от содержания детей. Кроме того, он не может выезжать за границу и посещать игорные заведения, — рассказывает специалист и добавляет, что одна из мер, которая часто применяется в отношении должников, — это временное ограничение в праве управления транспортом, а также ограничение пользования услугами связи и интернетом.

Кстати, должник может написать ходатайство на самостоятельную реализацию своего имущества, но окончательное решение принимает судебный исполнитель. 

Оказавшись на месте, находим нужный подъезд, звоним в квартиру. Дверь открывает родственник должника.

— Это мой дом, в прошлый раз вы забрали телевизор незаконно, — жалуется он с порога. — Что вы еще хотите конфисковать?

Судебный исполнитель объясняет, что мужчина мог в течение десяти дней обжаловать арест, предоставив подтверждающие документы.

Из квартиры раздается звук работающего телевизора. Заглянув внутрь, видим на столе и подоконнике пустые пачки от сигарет, недопитые бутылки алкоголя. В помещении грязно и накурено.

— Вообще, я живу с подругой, а в этой квартире меня прописали родственники, — должник, как оказалось, здесь же. — С 10 июня начну работать в кафе поваром. Уже прошел стажировку.

Александра Судиловская в очередной раз объясняет, что мужчина по закону должен каждый месяц перечислять на содержание ребенка 25 процентов от своего дохода, но не менее 50 процентов прожиточного минимума:

— В апреле вы должны были выплатить 203 рубля 37 копеек. О сумме задолженности знаете? Помимо алиментов, у вас еще ряд долгов. Общая сумма (штрафы плюс алименты) — 20 тысяч белорусских рублей. 

— Не знал, что за полтора года у меня накопилось столько долгов. Семь месяцев не мог работать из-за перелома руки. Покупал подарки ребенку, но не знал, что их нужно оформлять документально. С бывшей женой мы не общаемся, — оправдывается мужчина и обещает постепенно все задолженности оплатить.


Права и обязанности

Судебные исполнители в своей практике сталкиваются с разными случаями. Не всегда взыскатели обращаются в органы принудительного исполнения. Одни решают вопрос добровольно, другие несут исполнительный документ напрямую работодателю должника. Большинство граждан оплачивают алименты самостоятельно и вовремя.

— Чаще всего должники по алиментам — мужчины. Но иногда работаем и с женщинами. Например, когда ребенок живет не с матерью, а с отцом. И в таком случае обязанность по выплате алиментов лежит на матери несовершеннолетнего ребенка, — поясняет Александра Судиловская, пока едем к следующему должнику. 

В ее практике был случай: во время регистрации брака должник с взыскателем заключили брачный договор, в котором прописали, что при разводе отец должен выплачивать сумму алиментов не от процента своего дохода, а 500 долларов в эквиваленте каждый месяц. Но после расставания с супругой у мужчины развалился бизнес, он обанкротился, поэтому выплачивать такую сумму не мог. Уже дважды его имущество арестовывалось, денежные средства перечислялись матери ребенка в счет уплаты алиментов. Тем не менее сумма задолженности все еще более 5 тысяч долларов.

— Уклонисты от алиментов, как правило, ведут аморальный образ жизни, у них напряженные отношения с взыскателями, многие должники не работают. Некоторые скрываются от нас. В таком случае мы объявляем их в розыск. Если должник не уплачивает алименты в течение трех месяцев, он может быть привлечен в том числе и к уголовной ответственности. Тогда ему по приговору суда может быть назначено наказание в виде исправительных или общественных работ, ареста, ограничения или лишения свободы, — сообщает судебный исполнитель.

Сумма задолженности у следующего должника по алиментам составляет около 8 тысяч рублей. Мужчина не платил деньги на содержание своего несовершеннолетнего ребенка с 2020-го. Дверь открывает его сестра, которая каждый месяц перечисляет за брата 50 белорусских рублей. Однако этого недостаточно — сумма должна быть не менее 50 процентов прожиточного минимума. 

— Вижу, что дела у вас идут хорошо, судя по количеству бутылок возле кровати, — обращается к должнику судебный исполнитель. — Чем занимаетесь? 

В квартире повсюду разбросана одежда, возле кровати скопилось огромное количество бутылок, а мужчина лежит на диване. 

— Лежу, отдыхаю. На работу не берут из-за особенностей речи. У меня дизартрия, еле разговариваю. В скором времени получу инвалидность, а пока прохожу комиссию, — отвечает он.

Александра Судиловская просит предоставить справку в органы принудительного исполнения, если мужчина начнет получать пенсию по инвалидности.

— Стараемся не накалять обстановку, ведь граждане изначально нам не рады. Сохраняем спокойствие и не повышаем тон, а просто выполняем свою работу, — говорит на обратном пути судебный исполнитель.


В автоматическом режиме

Органы принудительного исполнения работают и с другими исполнительными производствами. Это взыскание штрафов, задолженности по коммунальным услугам, гражданским искам, налоговым платежам и другим. По сути, ОПИ — конечная инстанция всех заинтересованных государственных органов, когда должники по каким-либо причинам не могут выполнить требования решений судов или других исполнительных документов.

— Сегодня проводится поэтапная интеграция автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения с информационными системами других госорганов и организаций, — отмечает начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Сергей Никель. — Например, реализована возможность в автоматическом режиме запрашивать информацию у банков о движении и остатках денежных средств на счетах должников — юридических лиц, а также накладывать ограничения на их счета. На завершающем этапе находится реализация соответствующего механизма взаимодействия с банковской системой в отношении должников — физических лиц.

В августе 2019 года Министерство юстиции запустило проект, направленный на максимальное информирование должников о наличии задолженности: на номера мобильных телефонов граждан, в отношении которых возбуждены исполнительные производства, приходят СМС-сообщения.

— За десятилетний период работы органы принудительного исполнения завершили более 20 миллионов исполнительных производств и взыскали более 13 миллиардов рублей. В 2023-м взыскано около 1,67 миллиарда рублей. В доход государства по сравнению с 2022 годом сумма взысканий увеличена на 18 процентов, — знакомит с цифрами Сергей Никель. 

По его словам, в структуре исполнительных производств сейчас преобладают исполнительные надписи нотариусов — 46 процентов. Выданные судами исполнительные документы составляют около 19 процентов:

— С 2016-го сотрудничаем с республиканским унитарным предприятием «БелЮрОбеспечение», которое оценивает и реализовывает арестованное судебным исполнителем имущество через электронную торговую площадку e-auction.by. Это один из крупнейших операторов электронных торгов страны. Каждый день площадку посещают более 17 тысяч пользователей. Для белорусов стало привычным приобретать имущество с электронных торгов — недвижимость, транспортные средства, технологическое оборудование. Предприятие проводило торги и по продаже редкого имущества. Например, теплоходов, барж, беспилотных автомобилей. Так, за время своего существования проведено более 50 тысяч электронных торгов, а общая сумма продаж составила свыше 400 миллионов рублей.

Сегодня в работе у судебных исполнителей находится более миллиона исполнительных производств в отношении 600 тысяч должников. В среднем судебные исполнители каждый месяц возбуждают около 115 тысяч исполнительных производств и заканчивают до 120 тысяч исполнительных производств.

— Белорусы могут обратиться к судебному исполнителю с разными ходатайствами, заявлениями, обжаловать постановления, действия или бездействие судебного исполнителя. Работают прямые телефонные линии для удобства общения с гражданами. Заработал наш обновленный контакт-центр, куда ежедневно поступает около 300 звонков со всей страны по различным вопросам принудительного исполнения, — рассказывает начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.
Сегодня работа органов принудительного исполнения выстроена так, чтобы упростить и уменьшить затраты на исполнительные производства, повысить эффективность взыскания денежных средств и исполнения требований других исполнительных документов, а в большей степени — расширить использование информационных технологий.
— Это общемировая тенденция. Мы склоняемся к тому, чтобы максимально уходить от бумажных носителей и переходить в цифру, — акцентирует Сергей Никель.

semenkova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter