Источник: Знамя юности
Знамя юности

Можно не только смотреть, но и трогать. Нескучный музей энергосбережения работает в гимназии № 25 Минска

По наследству от бабушки

Недавно в Минске появилась интерактивная карта музеев учреждений образования. Поюзав ее, мы обнаружили, что в школах и колледжах города можно найти поистине необычные хранилища старых вещей. Одно из них – музей энергосбережения – работает в минской гимназии № 25 имени Риммы Шершневой. В нем нет строгой смотрительницы зала и табличек «Руками не трогать!». Все обстоит как раз наоборот: экскурсии для школьников проводят их же сверстники, а экспонаты можно не только смотреть, но и трогать.

Экспозиция музея насчитывает более 150 предметов

Вообще-то, в 25-й гимназии действуют три музея – истории образования Заводского района, краеведения и энергосбережения. Третий появился в 2012 году благодаря усилиям неравнодушного педагога – учителя белорусского языка и литературы Алины Похвалёной. Большая часть хранящихся в музее экспонатов передана Алиной Казимировной. В том числе один из наиболее старинных и уникальных – шахтерский фонарь конца XIX века, рассказывает десятиклассник Даниил Кухто, вызвавшийся познакомить нас с экспозицией:

– Музей разделен на две части: в первой рассказывается об истории осветительных приборов, вторая посвящена этапам развития электроприборов.

Один из самых старинных экспонатов – шахтерский фонарь конца XIX века

Школьник подводит нас к стенду, где представлены источники света. Экспозиция позволяет наглядно проследить, как эволюционировало освещение в домах и на улицах – от первых искусственных источников света, которые появились около 70 тысяч лет назад (тогда в качестве лампы древним людям служила раковина, наполненная животным жиром), до современных энергосберегающих лампочек. Даниил достает из шкафа тот самый шахтерский фонарь:

– В середине XIX века вместо масел стали наливать керосин – разнообразие таких ламп вы можете видеть в нашей экспозиции. Те из них, что использовались на улице, были закрытыми и более крупными. А вот для дома такие яркие источники света не требовались, поэтому они были меньше. Крепились лампы, как правило, на стену, под потолок либо устанавливались на стол.

Даниил достает из шкафа еще один необычный девайс и предлагает нам угадать его назначение. В ответ мы с коллегой лишь недоумевающе пожимаем плечами. Выяснилось, что это электродинамический фонарь – он вырабатывает свет с помощью энергичных сжатий рукой. Таким образом, польза двойная: освещаешь себе путь и тренируешь мышцы, продолжает свой рассказ Даниил:

Увидев такой раритет, впору схватиться за голову от изумления

– Давайте сравним разные виды ламп. Классические лампы накаливания хоть и имеют теплый цвет, но довольно неэффективные, поскольку большая часть электроэнергии тратится на тепло, а не на само освещение. Кроме того, они имеют короткий срок службы (около года или двух). Более прогрессивные – флуоресцентные. Бывают разных форм и размеров: трубчатые, спиралевидные, шаровидные, но они могут мерцать и давать неприятный белый свет. К тому же их надо правильно утилизировать. Светодиодные лампы – самый перспективный тип ламп, который работает на основе свечения полупроводниковых диодов при прохождении через них электрического тока. Они имеют множество преимуществ. Это высокая энергоэффективность, долговечность и экологичность. Возможна регулировка яркости и цвета освещения, а также широкое разнообразие форм и дизайна.

В экспозиции бытовых приборов представлены гаджеты, которые уже вышли из употребления (например, пейджер), а также старинные прототипы современных электроприборов. О предназначении одной из таких вещиц, сделанной из дерева и напоминающей толкушку, Даниил снова предлагает нам догадаться.

– Вероятно, это нечто, что использовалось на кухне? – неуверенно предположили мы.

– Верно. Это приспособление называется «колотовка». Своего рода прадедушка современного миксера: удерживая между ладоней, хозяйки энергичными движениями раскручивали его и взбивали тесто. Использование колотовки требовало сноровки и усилий.

«И как это работает?»

Даниил ведет экскурсии в музее с начала учебного года, но признается, что чувствует себя в этой роли органично:

– Интересно наблюдать за реакцией малышей, когда они видят необычные предметы, с которыми никогда раньше не сталкивались: проигрыватель для пластинок, фильмоскоп или пейджер, который они обычно принимают за тамагочи. Им интересно потрогать, пощупать, покрутить, пооткрывать экспонаты – мы не запрещаем этого делать.

В музее проводятся занятия кружка «Энергосбережение», которым руководит учитель географии Сергей Хохлач:

– В кружке занимаются учащиеся 5–6-х классов. Мы разбираем, какие виды энергии бывают, как она приходит к нам в дом, из каких источников вырабатывается и как ее сберечь. Также дискутируем, какие виды электроэнергии лучше и какие из них загрязняют окружающую среду больше. Напоминаю ребятам правила обращения с электроприборами: рассказываю о необходимости гасить свет, когда выходишь из комнаты, отключать приборы и подзарядные устройства из розеток, если надолго покидаешь дом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерия Мурашко, педагог-организатор Минского государственного туристско-экологического центра детей и молодежи:

– До сих пор единого ресурса, где была бы собрана информация о музеях учреждений образования Минска (а их насчитывается 123), не было. Поскольку наш центр ведет учет таких экспозиций и курирует эту деятельность, мы решили создать виртуальный навигатор по музеям. Запустили его в конце февраля. Интерактивную карту разработали на основе Google Maps. Она позволяет не только узнать, где размещается музей, но и проложить маршрут к нему от места нахождения. Карта поделена на слои по девяти районам Минска. Если навести курсор, разворачивается подробная информация: название и профиль музея, фотографии, прямая ссылка на страничку на сайте учреждения образования. Планируем дополнить карту опцией поиска по направлениям. Рассчитываем, что наша карта будет полезна школьникам, педагогам и родителям.

derzhanovich@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter