Почему только единицы хлебозаводов освоили технологию консервации спиртом
По хлебу узнают страну
На рынке республики развивается и система торговых объектов с организацией собственного производства хлебобулочных и кондитерских изделий — их уже более 400. И конкуренция с каждым годом увеличивается.
Вместе с тем, по статистике, объем производства хлебобулочных изделий в Беларуси в течение последних десяти лет снижается на 1,5—2,5 процента в год. Такая же тенденция наблюдается в странах СНГ и Европе. Почему? Причина прежде всего в насыщении рынка широким ассортиментом мясных, рыбных изделий, овощей, фруктов, сухих завтраков и, как результат, изменении рациона питания.
Хлеб у нас почитают, без шествия в честь областного каравая не обходятся «Дажынкі». Этот продукт по-прежнему наша визитная карточка и гордость. Его как сувенир увозят гости республики к себе на родину. И в этом нет ничего удивительного. Ассортимент хлебобулочных изделий, вырабатываемых ежегодно белорусскими хлебопеками, характеризуется разнообразием и включает в себя более двух тысяч наименований. Несмотря на насыщение потребительского рынка широким спектром всевозможных добавок, развитие ускоренных технологий, особенно в торговых объектах, в республике удалось сохранить традиционное хлебопечение с применением классических технологических схем и натурального процесса брожения. Белорусские заварные хлеба выпекаются по многостадийной технологии на натуральных заквасках, что обуславливает приятный вкус, аромат и длительный срок хранения.
В структуре потребления хлебобулочных изделий белорусы отдают предпочтение хлебу с использованием ржаной муки, и это 90 процентов от общего объема производства хлеба. Также для расширения ассортимента и обогащения изделий хлебопеками используется гречневая, гороховая, рисовая мука, зерно пшеницы, отруби, зародышевые хлопья пшеницы, клетчатка. Такой полезной продукции хлебопекарные организации производят более 20 тысяч тонн в год.
В 2017-м хлебозаводами республики поставлено на экспорт продукции на сумму более 13 миллионов долларов в 14 стран мира. Все логично — коль тесно на своем рынке, нужно смелее осваивать новые. Скептики скажут: хлеб продукт скоропортящийся, его особо не продашь за границу. Но в последнее время технологи далеко продвинулись, идут научные исследования и разработки новой продукции, в том числе с высокой «сохранностью».
Еще вчера консервированный хлеб был в диковинку, а сегодня его можно освоить. На одном предприятии, к примеру, это уже сделали, внедрили технологию консервирования этиловым спиртом. Нет, не пугайтесь, градусы в хлебе не остаются, спирт впоследствии испаряется. Освоена хлебопеками и технология тепловой стерилизации и глубокой заморозки хлебобулочных изделий. Технологии уникальны, так как позволяют удлинять срок годности до 40—60 дней и даже до 6 месяцев без применения улучшителей и химических добавок. Изделия безвредны для всех категорий потребителей, в том числе для водителей-дальнобойщиков. Так что их смело можно продавать в сети придорожных кафе, на автозаправках.
Традиционно сложилось, что без краюхи хлеба не обходится ни одно пиршество или просто перекус. И производить его под высокие и не очень запросы потребителя мы научились. Но хлеб, консервированный этиловым спиртом, редко встречается. Например, есть он на наших заправках. Однако многие даже не знают, что такое изделие присутствует в ассортименте. Цена мало отличается от стоимости обычного ржаного и поэтому не бросается в глаза.
Единицы хлебозаводов освоили технологию консервации спиртом. Остальным это еще предстоит, чтобы увеличить экспорт продукции, открыть новые рынки сбыта. Но и о своем потребителе не стоит забывать. Почему бы и ему не дать попробовать консервированный спиртом хлеб? Только маркетинговым службам хорошо разрекламировать, выделить как-то из общего ассортимента сотен хлебобулочных изделий, в которых я, признаться, сам иногда теряюсь. Сыграть на главном, кроме пищевого, достоинстве — высоком сроке годности. Ведь это удобно: затоварился на месяц, и не надо через день думать, чем сало прикусить. Слабое место — неброская упаковка. Узнаваемости добавит большой шрифт с различными оттенками. И даже если рядовой покупатель будет долго присматриваться, то в агроусадьбах, турзонах, уверен, продукт разойдется как горячие пирожки. Захочется купить такого хлеба, чтобы спустя месяц вспомнить аромат Беларуси.
kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.