Как в 2000-х искали серийного маньяка, на счету которого было 12 жертв

По дороге смерти

История о том, как очередному маньяку не дали превратиться во второго Витебского душителя

В 2002‑м в районе трассы Минск — Молодечно стали исчезать девушки. О пропавших было известно лишь то, что все они автостопом выезжали из столицы. Садились в попутную машину… и бесследно пропадали в пути. Местные жители переполошились: все это неспроста. Но доказательств того, что в окрестностях столицы орудует серийный убийца, не было. Пока в ноябре в пригороде Минска не обнаружили труп...

Единственной зацепкой оперативников была красная «четверка».

Запредельная жестокость

Тело нашли случайные прохожие в небольшом водоеме возле одной из деревень Минского района. Эксперты констатировали: несчастную изнасиловали и зарезали. После убийства изувер попытался сжечь тело — не получилось, сбросил останки в воду.

За дело взялись опытные сыщики. Дмитрий Крюков, начальник отдела главного управления уголовного розыска МВД, который на тот момент был старшим оперуполномоченным управления уголовного розыска УВД Минской области, вспомнил имя убитой — Оксана из поселка Молодечненского района.


— Девушка занималась проституцией, — уточняет Дмитрий Александрович. — Специфический образ жизни подразумевает разносторонний круг связей, а потому мотив мог быть у каждого знакомого. Однако найти виновных в ее ближайшем окружении не удалось.

Месяцем позже в лесу недалеко от деревни Зеленое Минского района милиционеры снова находят полуразложившиеся части женского тела. Жертвой оказалась 19‑летняя Ольга из поселка Радошковичи — пропала без вести летом того же года. Студентка торгового колледжа везла в Минск дипломную работу. На обратном пути вместе с другом задержалась на рынке в Ждановичах и опоздала на автобус. Молодой человек отлучился поменять валюту, вернулся — Оли уже не было. Вдалеке маячили красные «Жигули»…
Мертвых девушек связывала трасса Минск — Молодечно. Правоохранители решают изучить материалы по фактам исчезновения и других молодых женщин. Их обобщили и проанализировали — пропавших возле магистрали оказалось больше. Худшие опасения подтвердились: все очевиднее просматривался почерк маньяка.

Красная «четверка»

Сотрудники уголовного розыска отрабатывали множество версий: от бытовых расправ до ритуальных убийств. Параллельно обследовали все населенные пункты и садовые товарищества, расположенные вдоль трассы, беседовали с жителями в надежде найти очевидцев. Безрезультатно. Тогда оперативники решают проработать единственную зацепку — красные «Жигули», которые видел знакомый одной из жертв.

В Беларуси на тот момент числилось около 17 тысяч «четверок». Однако даже проверка всех авто могла не принести никакого результата: тогда не было жесткого контроля за постановкой машин на учет, а, значит, хозяин, записанный в документе, мог не быть фактическим владельцем. Не было и видеокамер на дорогах. И все же милиционеры берутся за проверку. Дополнительно решают использовать метод ловли на живца, который официально называется оперативным экспериментом. По словам Дмитрия Крюкова, в качестве приманок пришлось задействовать девушек-оперативниц:

— Несколько недель, разу­меется под прикрытием, они дефилировали на трассе. Каждый подозрительный автовладелец фиксировался, затем его данные тщательно изучали. В одном из отчетов и нашелся странный парень, который подвозил сотрудницу на той самой красной «четверке».
Декабрь 2002‑го и январь 2003‑го приносят новые трагические новости: найдены еще две жертвы, но вблизи слуцкой и могилевской трасс. Причем убийца уже не пытается скрывать трупы — просто оставляет их в лесу вдоль дорог. Маньяк явно почувствовал за собой хвост, но вместо того, чтобы затаиться, лишь сменил направление.

Важная зацепка

Оказалось, что «Жигули» принадлежат отцу Алексея Емельянова. Молодой человек с положительной характеристикой: высшее образование, юрист в крупном столичном риелторском агентстве. Не складывалось только в личной жизни — с женой развелся, ребенок остался с ней. Но с кем не бывает. Копнули глубже — судимость в 1998 году за нападение на женщину возле электропоезда у станции Зеленое в Минском районе.

Алексей Емельянов.

— Конечно, Емельянов мог стать на путь исправления, но меня заинтересовало важное совпадение: у подозреваемого как раз был дом в Зеленом, — объясняет Дмитрий Крюков. — Лично поехал в садовое товарищество, обошел лес, дачи и понял: мы на правильном пути. С этого момента отслеживали каждый шаг подозреваемого.

Емельянов как загнанный зверь судорожно мотается по стране. Ежедневно с сумасшедшей скоростью катается по непонятным маршрутам, меняет направления, резко сворачивает на проселочные дороги, попутно подбирая всех без разбора: женщин, мужчин, пожилых… Было ясно, что медлить нельзя. Надо срочно найти повод для задержания. И он нашелся.
Параллельно оперативники продолжали анализировать кипу уголовных дел и материалов, которые за неимением улик попали в категорию висяков. И вот всплывает факт нападения на девушку, которое также случилось возле остановочного ­пункта Зеленое. Милиционеры еще раз опросили потерпевшую и показали фото Емельянова. Та его тут же опознала. Дело возобновили, парня задержали.

Диагноз: страсть к убийству

Емельянов сначала упорно отрицал причастность к нападению на девушку, однако, поняв, что просто так отпускать его не собираются, все-таки признался. Маньяк не знал, что это было только начало: ему тут же предъявили обвинение в убийстве других. По воспоминаниям оперативника, от этих преступлений Емельянов также открещивался:

Было найдено больше 10 трупов и фрагментов тел.

— Перед нами был не какой-то маргинальный зэк, а очень умный и изобретательный противник. Разговор строил по принципу шахматной игры, просчитывая каждый дальнейший ход. Емельянов выдвигал свои требования, например, он хотел, чтобы его отпустили и дали покончить жизнь самоубийством. Взамен обещал показать места расправ. Мы сделали вид, что поддаемся, и, немного поторговавшись, он наконец‑то заговорил.

Психиатрическая экспертиза доказала его вменяемость, закосить под дурака не вышло бы при всем желании. Потому душегуб избрал тактику сотрудничества со следствием. Об убийствах вспоминал без особых эмоций, хотя и с невероятной точностью. Посреди заснеженного поля безошибочно указывал дорогу и места захоронений.  
Всего оперативники нашли больше 10 трупов и ­фрагментов тел. Позже Емельянов признался еще в нескольких убийствах, совершенных в 1996 и 1998 годах. Пик нападений маньяка пришелся на начало 2000‑х. Всех жертв он насиловал и убивал, деньги и драгоценности не трогал.
Первое время тщательно подчищал следы: расчленял и сжигал тела, один раз прямо в печи на даче родителей. Позже настолько уверился в своей безнаказанности, что даже не трудился прятать трупы. Что толкнуло его на столь жуткие преступления, маньяк так и не смог толком объяснить. Говорил, что просто захотелось.

Первое время маньяк тщательно скрывал следы своих преступлений.

Здоровье не позволило Емельянову дожить до суда, он не ответил за содеянное по всей строгости закона. Однако так или иначе благодаря слаженной работе милиционеров удалось остановить эту жуткую цепочку, которая с годами явно становилась бы еще страшнее…  
Чтобы вывести преступника на чистую воду, стражам правопорядка потребовалось чуть более трех месяцев, а собранные материалы легли в основу 27 томов разыскного дела. В 2003 году за раскрытие серии преступлений 26 сотрудников уголовного розыска области были поощрены Министром внутренних дел и начальником УВД Минского облисполкома.
С невероятной точностью Емельянов указывал места захоронений
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter