Десять рейсов в день, около 2 тысяч автомобилей в месяц — как работает переправа в Столинском районе

Плывет паром, поет вода

Белорусское Полесье — самобытный край во многих отношениях, в том числе и в организации транспортного сообщения. К примеру, здесь как нигде часто встречаются паромные переправы, ставшие для местных жителей важнейшими путями, позволяющими быстрее добраться «в большой свет». 

Еще пару лет назад доехать на автомобиле из Лунинца в Столин, расстояние между которыми напрямую составляет почти 50 километров, было возможно, лишь сделав большой круг: 130 километров через Пинск или 180 — через Житковичи. Ситуация кардинально изменилась в 2012 году, когда на Припяти, разделяющей два района, начала работать паромная переправа. Сегодня ей ежедневно пользуются десятки автомобилистов, благодаря чему экономится немало времени и топлива.

Махнем напрямую

Идея наладить прямое автотранспортное сообщение между Лунинецким и Столинским районами существовала много лет. В 2002-м даже начались подготовительные работы по обустройству паромной переправы через Припять. Но вскоре выяснилось, что организация, занимавшаяся возведением переправы, не имела лицензии на выполнение таких работ, а подготовленная проектно-сметная документация не была согласована с РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» и Белорусской инспекцией речного судоходства. Естественно, что после того, как эти факты стали известны, работы по строительству переправы были прекращены.

Воплотить перспективный проект в жизнь удалось через десять лет после того, как он был включен в Государственную программу социально-экономического развития Припятского Полесья. В итоге в октябре 2012 года возле деревни Коробье Столинского района начала функционировать паромная переправа через Припять, а местные дороги, ведущие к ней, были приведены в надлежащее состояние. Кстати, сама переправа хоть по своей сути и является речным транспортом, однако находится в ведении сухопутного ведомства — Лунинецкого дорожного ремонтно-строительного управления № 101.

— За день паром делает десять рейсов туда-обратно: первый отправляется в 7 утра со стороны Лунинца, последний — в 20:30 со стороны Столина, — объясняет Александр Трухнов, начальник ДРСУ № 101.Переправа бесплатная, а расписание рейсов спланировано таким образом, чтобы людям было максимально удобно. Поэтому и популярность у нашего парома большая — в среднем за месяц он перевозит около 2 тысяч автомобилей. 

Заезд автомобилей на паромную переправу.

Грузоподъемность парома — 60 тонн. За один раз он может максимально перевезти 21 легковой автомобиль. Но это условное количество, так как паром перевозит и автобусы с грузовиками. Тянет паром буксировочный катер: чтобы преодолеть расстояние примерно в пару сотен метров между двумя берегами, ему требуется около 15 минут. Обслуживают переправу восемь человек: два моториста и шесть матросов.

— Требования к персоналу, работающему на паромной переправе, особенно к мотористам, которые управляют буксировочным катером, очень серьезные, — говорит Александр Трухнов. — В этой части мы подконтрольны РУП «Белорусская инспекция речного регистра», инспекции речного судоходства, а также другим специальным органам. Поэтому соблюдение правил безопасности для нас всегда в приоритете. 

Отвези меня, паромщик

Правда, случаются ситуации, когда люди этого не понимают и во что бы то ни стало требуют доставить их на другой берег.

— По правилам, если скорость ветра превышает 10 метров в секунду, то перевозить людей и транспорт на пароме нельзя, — рассказывает рулевой-моторист Николай Подомацкий. Ведь мощные порывы ветра на Припяти опасны: паром может и развернуть, и на мель посадить. Опять же, при сильных волнах во время швартовки паром может получить ощутимый удар о причал — и тогда повредятся перевозимые на нем автомобили. Обычно большинство людей с пониманием относятся к такой ситуации, но некоторые начинают ругаться. Особенно любят это дело нетрезвые пассажиры, которых, кстати, по правилам безопасности категорически запрещено перевозить на пароме. Вообще, нетрезвая публика на воде и возле нее в любой момент может преподнести неприятные сюрпризы. К примеру, месяц назад один пьяный товарищ решил покатать на моторной лодке друга по Припяти и врезался в наш катер. А затем попытался скрыться. Мы его догнали и сообщили о происшествии в инспекцию по маломерным судам и правоохранительные органы. Теперь этот нарушитель лишен на пять лет права управлять не только маломерными судами, но и автотранспортом. 

Моторист-рулевой катера Николай ПОДОМАЦКИЙ готовится к новому рейсу.

Впрочем, если просьбы не касаются безопасности перевозок, работники паромной переправы всегда готовы помочь.

Бывает, что люди опаздывают на последний рейс из-за закрытого железнодорожного переезда, — дополняет коллегу матрос Александр Горшков, который трудится на переправе с первого дня открытия. — У тех, кто часто пользуется переправой, есть номера наших мобильных телефонов — и тогда они звонят нам и просят подождать пару минут. Никогда не отказываем и ждем. Или случается какая-то экстренная ситуация — и через переправу едут пожарные или медики. Понятно, что, если позволяют погодные условия, их мы перевозим сразу же, вне графика.

Удобство передвижения отмечают и водители. 

— Пользуюсь этой переправой довольно часто, — поделился своими впечатлениями водитель Nissan Максим, который ожидал начало загрузки на паром. — У меня теща живет буквально в пару километрах от нее — в деревне Осовая Столинского района. И когда мы семьей едем к ней в гости из Барановичей, то этот путь выходит самый короткий — в полтора раза ближе, чем через Пинск. 

Вскоре по расписанию подходит время отправления парома в сторону Столина, и Александр Горшков начинает запускать автомобили. Глядя со стороны, кажется, что подъехавшая вереница авто вряд ли сможет разместиться на этом железном пятачке, ведь площадь для маневра весьма ограничена. Но опытный паромщик знает свое дело: каждому транспортному средству он определяет место и показывает водителю, как лучше заехать на него. Десять минут — и паром плотно заполнен легковыми машинами. Водители и пассажиры размещаются под специальным навесом и вдоль бортов. Моторист Подомацкий включает гудок сирены, катер напрягается всеми 110 лошадиными силами своей мощности — и начинается движение в сторону противоположного берега. Через полчаса, прибыв туда и загрузившись, паром отправится обратно.

Вода в дефиците

— Вот так переправа работает практически круглый год, за исключением периодов ледостава и обмеления Припяти, — обращает внимание Александр Трухнов. — Например, в этом году она начала функционировать с середины марта и будет действовать, пока не станет лед, обычно — до новогодних праздников. Хотя небывало теплой зимой 2019/20 года переправа была открыта постоянно.

Правда, как отмечает руководитель, в последнее время существенное влияние на ее работу оказывает падение уровня воды в Припяти. В 2017-м из-за сильнейшей засухи река обмелела настолько, что переправу пришлось вообще закрыть. Нынешним горячим летом делать этого не стали, но были вынуждены ограничить двумя тоннами вес перевозимых автомобилей, чтобы паром или буксировочный катер не сели на мель. Эти правила действуют и сейчас. Однако за последние недели уровень воды поднялся на 30 сантиметров, так что не исключено, что ограничения вскоре снимут. 

Причины такого обмеления Александр Трухнов связывает не только с уменьшением количества осадков, но и результатами непродуманной деятельности человека: 

— На полноводности Припяти негативно сказалось ее выпрямление, которое провели для удобства судоходства. Когда-то естественное русло реки было извилистым, скорость течения — медленнее и, соответственно, вмещала больше воды. Теперь же вода из выпрямленной Припяти, не задерживаясь на Полесье, как по трубе, вылетает в Днепр, а из него — напрямую в Черное море. И этот процесс заметно ускорился после того, как в Украине семь лет назад перекрыли Северо-Крымский канал, который питался водой из Днепра. Оптимальным выходом из этой ситуации, на мой взгляд, стало бы строительство дополнительных гидросооружений на белорусской территории, с помощью которых можно регулировать уровень воды в Припяти. Однако для этого требуются колоссальные средства, так что рассчитывать на скорое решение этого вопроса, наверное, не стоит. Тем не менее заняться этой проблемой в перспективе все-таки придется. Ведь дело тут не только в нашей переправе или организации судоходства, но и сохранении уникальной экосистемы всего Припятского региона. 

paplauski@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter