На берегу озера Дривяты.
Очевидно, что в озерном крае количество перерастает в качество. В прошлом году здесь открылось 26 агроусадеб, сообщила заведующая сектором спорта и туризма Браславского райисполкома Ирина Умпирович:
— Часть из них оказывают лишь услуги по размещению, но многие работают полноценно, проявляя фантазию. Конечно, основные фишки связаны с ловлей рыбы, катанием на катамаранах, лодках, катерах, походами в лес за грибами и ягодами. Хозяева все настойчивее уходят от сезонности. Так, усадьба «На опушке» предлагает, кроме бани, зимой катание на «Буране» с санями, лыжные прогулки, летом — велосипедные. Баскетбольный щит, мячи, дротики, новус, бадминтон, нарды, шахматы, теннисный стол, детская машинка, велосипед, большой батут — туристам не придется скучать. Для самых маленьких предлагают мозаики, конструкторы, качели, маленький батут, для подростков — роликовые коньки, скейтборд. За дополнительную плату проходят мастер-классы по плетению поясов. Также там принимали республиканские соревнования по триатлону. Почти у всех усадеб есть место для активного отдыха и подвижных игр. Прошлый год стал для наших хозяев очень насыщенным. На протяжении всего лета и теплого месяца осени трудно было найти места в наших агроусадьбах, куда устремились белорусы, желающие дистанцироваться от городского скопления народа. Услугами домиков в деревне в прошлом году воспользовались 16 591 человек, это на 2697 человек больше, чем в 2019-м.
Недавно в Браславе состоялся семинар в рамках инициативы «Бизнес в твоем районе — поддержка предпринимательства в сфере производства сельскохозяйственной продукции и агроэкотуризма». Она направлена на решение проблемы недостаточного развития малого предпринимательства в Браславском районе, неэффективного использования туристического потенциала и низкой эффективности деятельности большого количества агротуристических усадеб ввиду сезонности и колебаний спроса на узкий спектр предоставляемых услуг.
Соревнования по подледному лову рыбы привлекают и туристов.
Основная идея этого проекта, заявителем которого выступила Ассоциация франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг», создание и внедрение в практику новых форм и инструментов для развития бизнеса. Среди них и такое направление деятельности, как франчайзинг. Для района будет создан каталог франшиз. В реализацию инициативы вовлечены различные организации: Полоцкий бизнес-инкубатор «Закон и порядок», Центр банковских услуг в Браславе ОАО «Белагропромбанк», некоммерческое социально-информационное учреждение «Традиции и инновации Поозерья», местные органы власти.
Озеро Неспиш. В Слободковском сельсовете расположено 79 агроусадеб.
Как можно преодолеть болезни роста в сфере агротуризма и предпринимательства в целом? В качестве вариантов предлагаются разработка турпродукта с уклоном на экологичность, новых маршрутов для туристов, создание площадок для кемпингов, активное использование исторического и природного потенциала. Не лишним будет притянуть популярных блогеров для рекламы Браславщины. Некоторые усадьбы уже имеют положительный опыт сотрудничества с местным музеем и предлагают другим проводить экскурсии.
Агроусадьба «Розета».
Эксперт Александра Ермаченкова указала основные каноны, которые необходимы, чтобы привлечь туроператора: четкий и понятный прейскурант, грамотное описание с качественными фото, продвижение в соцсетях. Будет большим подспорьем для продвижения друг друга создание кластера. Для чего воспринимать хозяева усадеб, ремесленники, фермеры своих соседей по бизнесу должны не как конкуренты, а как партнеры. Только такие отношения могут вывести всех на новый уровень.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Валерия Клицунова, председатель общественного объединения «Отдых в деревне»:
— Агротуризм — достаточно устойчивая сфера экономики, созданная в Беларуси, начиная с 2002—2003 годов. Тогда мало кто верил в успех начинания. Но сейчас мы развиваемся очень динамично. Изначально выбрана стратегия не копировать другие страны — приезжающие в нашу страну должны чувствовать, что попали в Беларусь. Иначе зачем сюда ехали? Конечно, нужна сопутствующая инфраструктура высокого уровня — дома, туалеты, красивая территория, но мы не можем превзойти западные страны в этом сервисе. Мы должны брать другим — своим душевным теплом, открытостью, традициями, ремеслами, фольклором. Сейчас самый продаваемый товар — это впечатления. Именно за этим люди будут ехать и отрываться от своих компьютеров. Что касается прошлого года, то по известным причинам в агроэкотуризме был некий спад. В 2021-м пока перспективы непонятные, туманные, но хочу отметить, что агротуризм показал свою устойчивость и выжил в непростых условиях пандемии и закрытости границ. Более того, усадьбы стали тем местом, где можно было отдыхать в нашей стране. Усадьбы предложили разные варианты отдыха с соблюдением социальной дистанции. По итогу количество туристов уменьшилось некритично — на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. В основных трендах 2020-го — креатив и крафтовость. Придумать такое предложение отдыха, которого нет у других и которое привлечет людей. Это то, что не стоит денег, но стоит творчества.
По отрасли все сложилось по-разному. Некоторые даже вышли на прошлогодние показатели или увеличились. Люди не сидели сложа руки. Сначала делали ремонты, потом придумывали программы, адаптированные под новые условия. Очень часто свадьбы проводили на улице с рассадкой с дистанцией. Некоторые стали придумывать концертные программы на свежем воздухе. Предлагали прогулки на байдарках, велосипедах, чтобы люди не очень рисковали.
klimovich@sb.by