Поприветствовать белорусских коллег приехали известный актер и режиссер, председатель Гильдии актеров кино России народный артист России Сергей Никоненко и заслуженная артистка России Наталья Варлей. Звезда фильмов «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Вий» исполнила песню «Уходящая натура», вспомнив ушедших артистов советского кино, а также прочла пронзительное собственное стихотворение. Сочинительство для Натальи Владимировны не просто увлечение — она окончила Литературный институт имени М. Горького, в 2018 году выпустила книгу воспоминаний «Канатоходка», сейчас готовит к изданию еще несколько. Стихи увлеченно пишет с детства, многие из них стали песнями, выходили в свет и ее поэтические сборники.
После торжественного вечера в кинотеатре «Центральный» корреспонденту «НГ» удалось побеседовать с Натальей Варлей.
— Наталья Владимировна, как вы относитесь к ремейкам советских комедий? В частности, к продолжению «Кавказской пленницы»?
— Я думаю, здесь ответ однозначный. Невозможно хорошо к этому относиться. Как говорится, нельзя дважды войти в одну реку. Когда кто-то замахивается на продолжение картины «Кавказская пленница», утверждая, что это будет нечто совершенно иное, чем у Гайдая, что это будет аттракцион и потрясающее произведение искусства, дескать, внимание такому проекту обеспечено. На самом деле это просто даже воровством не назовешь. Там и музыка Александра Зацепина, и костюмы те же, и сюжет тот же, и персонажи… Разница лишь в том, что это не Гайдай, и это не талантливо.
— У вас есть объяснение, почему появляются ремейки? Что это — кризис идей?
— Вы сами ответили на вопрос. Во-первых, кризис идей. Во-вторых, желание попиариться на чужом имени. Ведь если человек снимает продолжение «Кавказской пленницы», которую любят зрители даже не в стране, а во всем мире, потому что есть ностальгия по такого рода кино, то вполне логично, что люди станут эту ленту смотреть, какой бы она ни получилась. Хотя бы из любопытства: что там могли снять? Пусть потом зрители будут плеваться, а директора кинотеатров не захотят брать картину в прокат.
— Вы продолжаете работать в театре?
— Играю в антрепризных проектах. Год назад у меня было шесть названий, но теперь я поняла, что просто не хватает сил на все проекты. У нас есть спектакль с Владимиром Долинским «Операция «Мы», или Невероятное приключение». Был спектакль с Вячеславом Шалевичем. Потом его роль стал играть Аристарх Ливанов. Зрители любили успешный спектакль с Валентином Смирнитским «Хочу купить вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова. От чего-то пришлось отказаться. Год писала свою книгу «Канатоходка», очень много у меня ушло на это сил и эмоций. Хотя немало материала было уже в дневниках, каких-то записях, так что задел имелся. Сейчас хочу закончить еще одну книгу. В «Канатоходку» не вошли целые главы, посвященные моим коллегами и друзьям: Алику Филозову, Олегу Видову, Саше Белявскому, Вячеславу Шалевичу, Аллочке Балтер… Много-много глав, которые в силу формата в эту книгу не смогли войти. За это время я, и не только я, а все наше искусство потеряло много талантливых актеров. Мишу Задорнова, например… Потом у меня есть много написанного материала, который я хочу собрать в одну книгу о животных, по большей части о кошках. У меня были и черепахи, и собаки, и хомяки, и попугайчики, однако кошки — это те животные, которых я очень люблю и понимаю. Иногда в шутку говорю, что я — старшая кошка в доме. Мои друзья, приезжая ко мне на дачу, изумляются, насколько хорошо кошки меня понимают: «Как они тебя слушаются! Ты же не дала команду, а просто сказала: «Зайдите попозже». И они разворачиваются и уходят». Я действительно понимаю кошек, а они меня.
«Кавказская пленница». |
«Вий». |
«Гостья из будущего». |
— Я верю, что они всегда с нами и видят нас. Я помню, как проходил в Калинине, ныне это Тверь, первый фестиваль актеров кино «Созвездие», как нас встречали люди, сколько их ждало нас на улице! А была зима! Тогда как-то не было принято брать автографы. Люди хотели просто прикоснуться и сказать: «Спасибо». И вот уже 31 год нашей гильдии и 30 лет вашей. И светлая память всем нашим ушедшим актерам. Сегодня я вспомнила, как все начиналось. Как мы создавали актерские гильдии в Москве и Минске. Я считаю, что все равно мы с вами вместе, у нас общая судьба. Хочу поздравить своих коллег и Светлану Суховей. Она уникальный человек. Можно сказать, что мы родственницы: я — крестная мать ее дочери Насти. Очень многому у нее учусь. Каждый раз удивляюсь, откуда в такой хрупкой блондинке столько энергии. Она написала о моей книге «Канатоходка» в вашем журнале «На экранах». Это удивительная и, наверное, самая лучшая рецензия на мою книгу, потому что написана она человеком близким. Светлана позвонила мне в тот день, когда закончила читать книгу, и сказала: «Что ты со мной сделала! Я три дня лежала на диване и читала твою книгу. Дочь заглядывала в мою комнату и не могла понять, что происходит…»
ЦИТАТА
Светлана Суховей: «Наталья Варлей — уникальный человек, она окончила три учебных заведения: цирковое училище, Щукинское театральное училище и Литературный институт имени М. Горького. Я думаю, таких примеров в нашей профессии больше нет. А ее книгой я была по-настоящему потрясена».
pepel@sb.by