Эпизод первый случился в парикмахерской. С клиента гневно требовали расплатиться наличными: «Сломался терминал. Не наши проблемы, что с вас банкомат снимет большую комиссию. Как же можно не иметь при себе ни копейки наличных?!» Спустя некоторое время вторая неприятная сцена из той же оперы. В салоне красоты и здоровья, презрительно фыркнув, сотрудница отказалась обслуживать клиентку: «Терминала у нас нет. Ничего делать не будем. Какое нам дело, что именно сюда вам надо? Идите в другое место». Неотесанный персонал в подобных заведениях вообще отдельная тема — к этому почти все привыкли. Но как быть в ситуации, если где–либо отсутствует возможность безналичных платежей? Куда обратиться с жалобой? Чуть позже я и сам попал впросак. Курьер доставки удивленно заявил, что терминала у него с собой нет и что, оказывается, я должен был это предусмотреть. При заказе оператор интернет–магазина не поинтересовался, как это обычно делается, способом оплаты. Дал мне повод для мнимой радости: мол, хоть у кого–то это не вызывает вопросов. В итоге пришлось плестись к банкомату. Проще было забрать заказ самостоятельно. Еще через некоторое время столкнулся с проблемой вызова такси, где можно расплатиться карточкой. Конечно, не все обязаны устанавливать терминалы. Вряд ли кто–то будет предъявлять претензии о способе оплаты проводнику в поезде, кондуктору или продавцу лотерейных билетов. Но в приведенных примерах возможность оплаты через безналичный терминал должна быть! Ситуация может измениться в лучшую сторону уже в этом году — после 1 июля. Об этом рассказали в Министерстве по налогам и сборам.
Начальник управления электронных систем контроля реализации товаров Ольга Тараканова: «Постановлением Совета Министров и Национального банка № 924/16 определено, что с 1 июля 2017 года на всей территории страны в объектах и при осуществлении видов деятельности, определенных перечнем, должны быть установлены и использоваться платежные терминалы. К таковым относятся и объекты бытового обслуживания населения, в том числе парикмахерские, салоны красоты. В то же время если в подобном объекте, расположенном в сельской местности, работает не более трех человек в смену, а в городе — не более одного, то платежные терминалы можно не устанавливать и не использовать. Вместе с тем государство идет навстречу бизнесу. В I квартале 2017 года введены определенные преференции для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей–плательщиков единого налога. Сейчас они в течение трех месяцев с момента государственной регистрации вправе не использовать кассовое оборудование и платежные терминалы. По истечении этого срока в случае подачи заявки в банк индивидуальным предпринимателям разрешается еще два месяца не использовать платежные терминалы. Данные льготы не затрагивают ИП, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автомобилями–такси. Для такой категории будут действовать общие требования к индивидуальным предпринимателям, согласно которым при наступлении срока установки платежного терминала в случае подачи соответствующей заявки в банк разрешается не использовать терминалы в течение двух месяцев. Субъектам хозяйствования следует заблаговременно позаботиться об установке платежных терминалов».
Как видим, определен четкий список, кому надлежит установить необходимое оборудование. И в случаях, не относящихся к исключениям, его отсутствие будет считаться нарушением прав потребителей, а значит, придется платить штраф. У индивидуальных предпринимателей он может быть до ста базовых величин, у юридических лиц — до двухсот. Кстати, граждане, которые столкнулись с таким нарушением, могут сообщить о нем по телефону 189 — это контакт–центр налоговых органов.
Можно ли не платить в случае отсутствия терминала там, где он обязательно должен быть? Вопрос спорный. Подходить к таким конфликтам, скорее всего, будут индивидуально. Вполне возможно, что в каких–то ситуациях это допустимо, если конфликтующие стороны придут к компромиссу. Вот один из примеров. В кассе метрополитена сломался терминал. У человека не было возможности расплатиться наличными — пассажиру пошли навстречу и пропустили бесплатно. Но стоит ли полагаться на успешные переговоры в каждом случае? Пожалуй, для всех будет лучше, если торговые предприятия, не дожидаясь лета, постараются решить вопрос с наличием и исправностью необходимого оборудования. Иначе владельцы различных заведений, экономя на терминале, рискуют не только схлопотать штраф, но и заработать себе дурную славу либо заставить потребителей сэкономить на оплате полученных услуг.
КОМПЕТЕНТНО
Начальник главного управления организации торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Виолетта Брезовская: «Конечно, по закону потребитель должен оплатить полученную услугу. Однако это не значит, что человек должен испытывать неудобства. Часто стороны находят компромисс. Был случай, когда у курьера доставки сломался терминал. Он извинился, оставил товар у клиента и съездил за новым устройством. Кстати, у потребителя обязаны заранее спрашивать, каким способом будет производиться расчет. Также следует заблаговременно предупреждать граждан о поломке или об отсутствии необходимого оборудования. Отремонтировать терминал в соответствии с регламентом банки должны не более чем за 14 дней, заменить — за трое суток».
ЦИФРА «СБ»
С каждым годом в Беларуси растет удельный вес безналичных платежей в объеме розничного товарооборота. На 1 января 2017 года он составил 30% по стране. Лидирует Минск — почти 36%. Меньше всего в Брестской области — 25%. Прирост магазинов, оснащенных платежными терминалами, составил 38% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
КСТАТИ
Известно, что в мире на операции, касающиеся обслуживания наличных платежей, страны в среднем тратят около 1 — 2% своих ВВП. Благодаря распространению системы безнала эти средства можно сэкономить. Еще один плюс: недобросовестные предприятия не смогут скрывать свои доходы. Переход на повсеместное использование терминалов более удобен и для рядовых граждан. Все деньги при таком подходе находятся на банковской карточке. Ее можно заблокировать в случае утери, а потом восстановить. Рассчитываться пластиком намного удобнее, к тому же вас точно не обсчитают. Приходят уведомления о снятии денежных средств со счета, его пополнении и состоянии баланса. А популярная услуга мобильного банкинга и вовсе позволяет сосредоточить финансовый мир человека в своем телефоне и банковской карте. Неудивительно, что сейчас многие предпочитают именно этот способ оплаты и с радостью полностью отказались бы от использования наличных.
zhur@sb.by