Чужим умом умен не будешь — эту народную мудрость небезуспешно игнорируют те, кто не стесняется строить свои курсовые и дипломные работы, научные статьи и диссертации на основе умозаключений других людей. Системная борьба с некорректными заимствованиями и откровенным плагиатом в образовательной и научной сфере началась в нашей стране несколько лет назад. В условиях развития информационных технологий, учитывая продвижение принципов «Открытой науки», появление и использование специализированных поисковых систем для обнаружения текстовых заимствований в научных работах было необходимо. Вот только способны ли эксперты правильно интерпретировать результаты таких проверок?
Спрос порождает предложение
В России несколько лет назад подсчитали: более 10% диссертаций по историческим наукам, защищенных после 2000 года, содержат значительные заимствования из других диссертаций без ссылок на них. Журнал Learned Publishing недавно привел результаты опроса 372 редакторов из Европы, Азии, Северной Америки: оказывается, в среднем 15% рукописей, представляемых в редакции научных журналов, содержат плагиат. Об отнюдь не научном масштабе заимствований чужих мыслей говорят и в Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь. Председатель ВАК Александр Гучок в интервью газете НАН «Навука» рассказал, что был проведен анализ белорусского сегмента сети интернет и выявлены 46 сайтов, предлагающих написание работ на заказ! Предложение существует, если есть спрос? В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, кстати, по поводу предложения подобных услуг высказываются однозначно: это нарушение Закона «О рекламе». Правда, бороться с исполнителями чрезвычайно сложно: у ограниченного к посещению сайта или аккаунта в соцсетях быстро появляется новый адрес, а на месте сорванного со столба объявления вывешивают пять новых.
Дело сдвинулось?
На помощь борцам с научным плагиатом приходят информационные технологии. Сервисов для выяснения степени уникальности текстов нынче в сети предостаточно: Advego Plagiatus, ETXT, Text.ru, Findcopy, Content watch, Antiplagiat…
Импульс в борьбе против плагиаторов в нашей стране придало в начале 2017 года Министерство образования — оно направило в адрес вузов письмо, в котором поручало руководителям провести разъяснительную работу с профессорско‑преподавательским составом о совершенствовании образовательного процесса, в том числе о недопущении использования студентами заимствованных работ. В свою очередь, руководителям курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций предписывалось бдительнее следить за самовыражением студентов и магистрантов.
Первым свой вариант комплексного решения проблемы предложил Белгосуниверситет. После приобретения доступа к системе «Антиплагиат» здесь был разработан регламент, в соответствии с которым для факультетов вводились квоты на количество проверок курсовых, дипломных, диссертационных и других работ пропорционально общей численности обучающихся и профессорско‑преподавательского состава. Проверка дипломных работ и диссертаций в системе становилась обязательной. Казалось, вслед за БГУ подтянутся и все остальные вузы, но скоро, как говорится, только сказка сказывается.
— Пока в нашей стране клиентами системы с полным доступом к ней являются только 14 университетов из 51, — констатирует официальный представитель компании «Антиплагиат» в Беларуси по обучению, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий факультета управления и профессионального развития педагогов Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. Максима Танка Ирина Стрелкова. — Плюс Национальная библиотека Беларуси, Белорусская сельскохозяйственная библиотека имени И.С.Лупиновича Национальной академии наук и еще несколько организаций.
Кто возьмет ответственность?
Ирина Стрелкова призывает коллег не рассматривать российский «Антиплагиат» как бюрократический инструмент или как коммерческий продукт, навязанный научной и образовательной общественности:
— Когда мы создадим свою систему, тогда будем продвигать ее. Пока же «Антиплагиат» — система номер один на постсоветском пространстве, работающая прежде всего с русским языком, на котором у нас пишется большинство научных работ.
Надо сказать, система выявляет текстовые заимствования и не распознает фотографии, схемы, графики, диаграммы и формулы, что часто становится проблемой для университетов технического профиля. Но все это полбеды. Куда большая проблема в том, что отчет с текстом проверяемого документа, где «подсвечен» заимствованный текст, показаны источники заимствования, рассчитан процент оригинальности, нужно правильно интерпретировать. В полной ли мере сотрудники вузов и научных организаций готовы к этой миссии?
— Зачастую главным критерием качества выпускных квалификационных и научных работ является установленный организацией высокий процент оригинальности текста по итогам проверки в системе, — отмечает Ирина Стрелкова. — Чтобы подстраховаться, авторы прибегают к переписыванию собственных текстов, рерайту заимствованных фрагментов, добавлению малозначащих. Соответственно, как только устанавливаются целевые численные показатели оригинальности текста, это перестает что‑либо говорить о качестве работы в целом.
Давая всестороннюю оценку научной работы, негоже ссылаться на электронную систему. Главное слово должно оставаться за экспертами. И вот тут уже вузы и научные организации просто обязаны поставить перед собой задачу создать такое сообщество. По глубокому убеждению Ирины Стрелковой, в университете не может быть назначен единый эксперт — например, сотрудник библиотеки или представитель Центра информационных технологий. Он может лишь осуществлять проверку работы в системе. Судить о самостоятельности исследования, его новизне и других значимых аспектах должны высококвалифицированные специалисты — представители от каждой из кафедр, компетентные в вопросах, затронутых в проверяемых работах. Только тогда правомерные заимствования, без которых не обходится ни один серьезный труд, будут оценены по достоинству, а некорректные и тем более неправомерные — выведены на чистую воду.
ФАКТ
При наличии неправомерных заимствований в тексте диссертации законодательством предусмотрено наказание для соискателя ученой степени — снятие с рассмотрения независимо от этапа аттестационного процесса и лишение права представлять диссертацию повторно к защите в течение 5 лет.
Нарушения публикационной этики
• Использование чужих идей и данных без ссылок на автора.
• Фальсификация и фабрикация данных.
• Многократная публикация одной работы.
• Искусственное разделение статьи и публикация ее по частям («нарезка салями»).
• Искажение списка соавторов, включение в число соавторов лиц, не внесших вклад в получение научных результатов.
nesterov@sb.by