Почему в воложинском СПК «Першаи-2003» двадцать лет сельчане доверяют хозяйство Евгению СКРУНДЮ...
ПО УСТОЯВШЕЙСЯ традиции годовые собрания в СПК «Першаи-2003» Воложинского района проходят 7 марта. Именно в этот день ровно 20 лет назад возглавил тогда еще колхоз имени К. Маркса Евгений СКРУНДЬ. Но нынче срок был несколько сдвинут. Причина тому уважительная: небольшая делегация хозяйства во главе с его председателем выезжала в Германию. Изучали опыт разведения прудовой рыбы. И пришли к выводу: не только можно, но и нужно в СПК, где есть несколько водоемов, развивать новую отрасль. Уже в ближайшее время планируют получать карпа, толстолобика и карася. Процесс, что называется, набирает обороты. Подобран специалист, разворачиваются работы на прудах.
ЭТО НАЧАЛО, оно вырисовывает и радужную перспективу. Ведь рядом, без преувеличения, кристальная Ислочь, где водится форель. А почему бы и ее выращивание не поставить на промышленную основу? Немецкий коллега, когда познакомился с анализами привезенной гостями ислочской воды, воскликнул: «Мне бы такую! Европу забросал бы форелью...»
Европу-то мы, конечно, не забросаем, но для себя иметь вполне реально. Сделать это непросто, хлопотно. Однако под лежачий камень вода не течет.
Именно с этой мысли начал свой отчет Евгений Скрундь. Рыба хороша для разнообразия и в потребительском, и в технологическом смысле. Но экономику все-таки делают традиционные хлеб, мясо, молоко. Их как раз в прошлом году и недобрали. Мяса — 220 тонн, молока — 100 тонн. Этот минус обошелся в полтора миллиарда рублей. Зерна засыпали на тысячу тонн меньше. Выручили кукуруза, картофель, сахарная свекла. В итоге кормами запаслись, еще других ими выручают.
Но потерянная выручка — это и прямые потери заработной платны. В среднем по кооперативу она составила 855 тысяч рублей в месяц. А могла быть не меньше миллиона. Причин здесь достаточно — и объективных, и субъективных. Особенно, по мнению Евгения Скрундя, тревожат последние. Ведь бесхозяйственность, если можно так сказать, порождение рук человеческих. Могут и топливо слить, и мешок туков в кустах припрятать, и комбикорма недосыпать животным. Нет, это не массовое явление, но случается. В итоге страдает весь коллектив.
Трудовая и технологическая дисциплина даже в таком благополучном хозяйстве не снята с повестки дня. Возвели современную молочную ферму. Ожидаемой отдачи пока нет. Оказывается, в старых коровниках буренок попросту недосмотрели, надеясь, что они «самовыпасом» покажут себя в новом помещении. И адаптация животных затягивается, нет ожидаемой продуктивности. Она, несомненно, будет, но, опять же, какой ценой?..
Или свиноводческий комплекс на 24 тысячи голов. Он недобрал 120 тонн мяса. Вроде и технология годами отработана, и опыта животноводам не занимать, но сбой все-таки произошел. Видимо, специалисты не сумели четко проанализировать, какие добавки наиболее эффективны, от каких вообще надо отказаться. Денег же стоят они немалых.
Это касается и выращивания крупного рогатого скота. Он породистый, высокопродуктивный, должен давать хорошие привесы, а с ними и хорошее пополнение кооперативной кассы. Нынче намечено получить 2,5 тысячи тонн свинины и говядины, 7 тысяч тонн молока.
Главный агроном Роман Голуб с трибуны собрания заверил, что в текущем году, наконец-то, будет достигнута почти уже магическая цифра валового сбора зерна — 12 тысяч тонн. Уже вплотную приблизились было к заветному рубежу, но закрепиться на нем не удавалось. Возможно, в Год предприимчивости желаемое станет реальностью, как стабильно высокими стали урожаи сахарной свеклы, кукурузы, картофеля. Они наряду с молоком принесли весомый рубль, что позволило перекрыть убытки на других участках и в целом сработать рентабельно.
ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОЕ собрание — не повод для самолюбования и взаимоубаюкивания достигнутым. Оно выдерживалось в критическом тоне, акцентировалось внимание на том, что сегодня немедленно надо делать, чтобы успехи стали еще более весомыми.
Не зря ведь «Першаи-2003» — один из флагманов аграрной отрасли, хозяйству в числе шестнадцати в Минской области необходимо выйти на рубежи знаменитого «Снова». По многим параметрам оно близко к общепризнанному лидеру. Так, молока надаивают почти по 8 тысяч килограммов от коровы. Каждый год вводятся в строй новые производственные мощности. Построены прекрасный зерносушильный комплекс, молочная ферма — на загляденье, мясоперерабатывающий цех, машинно-тракторный парк оснащен современной высокопроизводительной техникой с соответствующим шлейфом прицепного инвентаря. Идут интенсивные переговоры с итальянской фирмой о возведении еще одного экологически безопасного свиноводческого комплекса на 24 тысячи голов. А плющение и закладка фуражного зерна показательны для всей страны. Недаром «Першаи-2003» часто посещают многочисленные делегации, в том числе из-за рубежа.
КРУГ ЗАБОТ и устремлений сельчан не замыкается производственными рамками. Кто-то считает: отработал свое — остальное не моего ума дело, хоть трава не расти. И глубоко ошибается.
Заглянул как-то председатель на самый крупный производственный объект — свиноводческий комплекс. Строгая вахтерша на проходной кивком ответила на «добрый день» и тут же заклинила перед посетителем «вертушку». Тот опешил.
— Вы, наверное, недавно здесь, не всех знаете?
— Ну и что, что недавно. Приказано посторонних не пускать — не пускаю. Это вам не проходной двор.
— Допустим, я не посторонний, как видите, и в одежде соответствующей. Я — Скрундь...
— Кто-кто? — женщина еще больше насторожилась. — Не надо сказок!.. Скрундь вон с удочкой сидит. И не шелохнется...
— Какая рыба, где, в разгар рабочего дня?! Да я толком и удочку держать не умею. Хватит шутить, открывайте...
— Какие шутки, гражданин. Вон, гляньте, Скрундь скукожился у прудика. С утра за ним наблюдаю, не шелохнется. Да и что там поймаешь, пескари и те вряд ли здесь водятся.
— Дорогая моя, хорошо, что вы так ретиво исполняете свои обязанности. Но там не пруд, а технический водоем, — поучал Евгений Евгеньевич. — Рыбой в нем и не пахнет. Разве что жижой. Давайте-ка я взгляну, что там за чудо соорудили...
Пригляделся настоящий Скрундь и узнал в кукле с удилищем у копалки самого себя. Расхохотался. А тут и начальник комплекса Лариса Селицкая (теперь она заместитель председателя по животноводству) подоспела. Объяснила, что благоустраивали территорию, и вот шутники-умельцы изобразили своего руководителя.
— Ладно, я не в обиде на такие сюрпризы, — ответил Евгений Скрундь. — Давайте и дальше фантазируйте, благо подручного материала предостаточно. А рыбака и одного хватит...
Взялись всем миром за благоустройство. Многие и не подозревали, что могут быть и дизайнерами, и декораторами, и мастерами по лозоплетению, и цветочниками... Ржавели старые унылые цистерны. Но кто-то разглядел в них символ комплекса. И стараниями фантазеров унылые железяки превратились в хитроватых, упитанных, жизнерадостных хрюшек. Может, и они способствовали тому, что свиноводы добиваются хороших привесов, поросят получают столько, что и на продажу хватает. А показатель сохранности — 95 процентов. В этом году будет произведено 1900 тонн свинины, часть которой превратит в различные колбасы, сальтисоны, копчености мясоперерабатывающий цех хозяйства.
КОГДА человек работает с настроением, то и оно становится категорией экономической.
— Чтобы не только благосостояние жизненное радовало нас, чтобы уму и сердцу находилась пища, — говорил на собрании Евгений Скрундь. — Вот уже 20 лет отчитываюсь я перед вами, дорогие земляки. И меня ни разу за это время не посетило сомнение: а не надоело ли, а не поискать ли что-то другое, менее хлопотное, менее трудное... Почему? Да потому, что живем мы полноценной, полнокровной жизнью. Ставим перед собой благородные цели, даже труднодостижимые. Одна из отличительных черт нашего коллектива — обязательность.
Несомненно, намеченное воплотится в реальность. И обязательно под руководством вновь избранного испытанного лидера Евгения Скрундя.
Николай ШЛОМА