Дропы и вбиверы
Сергею Петровскому (имена и фамилии изменены) исполнилось 16 лет. Подросток учился в строительном лицее, однако желанием осваивать рабочие профессии явно не горел. Поскольку в какой-то момент нашел способ такого заработка, который ни одному строителю не приснится. А главное — брать в руки мастерок или лопату не надо.Объявление о больших и быстрых деньгах Сергей нашел в одном из мессенджеров. Там же ему предложили стать участником мошеннической схемы, так называемого фишинга. Его организаторы создают интернет-ресурсы, предназначенные для получения доступа к банковским счетам жертв, после чего похищенные деньги переводят на другие счета, меняют на криптовалюту или обналичивают. В многоуровневом криминальном механизме участвуют десятки человек.
Сергей начинал в качестве дропа. Так на сленге называют людей, которые оформляют на себя банковские карты и передают реквизиты вбиверам — тем, кто непосредственно занимается хищениями. Также дропы выполняют указания по переводу и обналичиванию денег, включая походы в банк со своим паспортом. Иногда дропов используют втемную. Но чаще всего все всё понимают. «Быть не в курсе» в наше время почти невозможно.
Позднее Петровский поднялся на ступеньку выше и стал дроповодом — тем, кто курирует низшее звено иерархии. Новых дропов он находил среди знакомых. В основном таких же учащихся лицея и бывших одноклассников.
Подстава провалилась
Местом «работы» была и популярная площадка, на которой граждане продают подержанные вещи. Выступая под видом покупателя, мошенник предлагает перевести деньги на карту продавца, а приглянувшийся товар якобы позже заберет курьер. Далее классика: переход по ссылке, ввод реквизитов, пропажа денег.В этой схеме Петровский задействовал одноклассницу, которая по его указанию вела переписку с продавцами. Она же была одним из дропов, отношения с которыми, надо отметить, складывались не всегда гладко.
Иногда банки отказывались обналичивать деньги, поступившие по подозрительным транзакциям. Вернувшиеся ни с чем дропы сообщали об этом партнерам. Однако те им не верили — дело доходило до звонков с угрозами.
Как-то и у самого Петровского возник конфликт с двумя «подчиненными». Первый будто бы не передал поступившие на карту деньги, второй не предоставил чек. И Сергей решил наказать их оригинальным способом. Через интернет он списался с неким человеком, согласившимся выполнить поручение. А именно — отправить в две гомельские школы электронные письма с сообщением о заложенных взрывных устройствах. При этом в посланиях содержались личные данные проштрафившихся дропов. Зацепившись за них, милиции не составило бы труда найти парней, и, очевидно, подозрение пало бы на них.
Впрочем, подстава не удалась. Анонимный помощник, несмотря на то что получил авансом 3000 российских рублей, делать ничего не стал. Говоря по-простому — кинул заказчика. Однако сама попытка впоследствии была расценена как покушение на заведомо ложное сообщение об опасности. Преступление пополнило перечень обвинений, предъявленных Сергею Петровскому.
Кто в ответе?
В итоге тинейджер привлек внимание милиции. Комплекс оперативно-разыскных мероприятий подтвердил подозрения. При обыске по месту жительства была изъята компьютерная техника, включая дорогостоящие айфоны и ноутбуки, а также десяток оформленных на разных людей банковских карт и сим-карт мобильных операторов. Все это использовалось для покупки криптовалюты и вывода средств за границу.Часть денег шла на поддержание скан-проекта (так на сленге называется схема хищений), часть — на вознаграждение дропам и дроповодам вроде Петровского. Но основной куш получали те, кто остается в тени и находится за пределами Беларуси.
Следствием установлены 13 потерпевших. Кстати, нескольким из них украденные деньги вернули банки — благодаря оформленной страховке от таких ситуаций. Общая сумма совершенных хищений превысила 10 тысяч рублей.
Впрочем, в суде Сергей Петровский категорически отрицал вину и отказался давать показания. Зато это сделали многочисленные потерпевшие и свидетели. Да и других доказательств набралось аж на 10 томов уголовного дела.
На основании этого суд Железнодорожного района Гомеля признал подростка виновным по всем пунктам. Наказание — четыре года лишения свободы с отбыванием в воспитательной колонии. Кроме того, Петровский обязан возместить материальный вред и моральный ущерб потерпевшим, а также оплатить госпошлины на общую сумму почти 12 тысяч рублей. В то время как те, кто втянул его в криминал и получил большую часть добычи, остались инкогнито. Несправедливо. Но для преступлений в киберпространстве вполне характерно.
Охота на «мамонтов»
К слову, своих жертв кибермошенники называют мамонтами. С пренебрежительным намеком на то, что это объект их охоты.Один из самых распространенных разводов рассчитан на мужчин, жаждущих романтических знакомств в мобильных приложениях. Мошенник, скрывающийся за фото обольстительной красотки, вступал в переписку. После того как диалог перерастал во флирт, прелестница соглашалась сходить в кино или театр. Расходы, разумеется, брал на себя мужчина. А девушка тут же присылала ссылку для покупки билетов. Перейдя по ней, кавалер действовал по инструкции: бронировал места, вводил личные данные и реквизиты карты, совершал оплату. В ряде случаев — несколько раз, поскольку сервис сообщал, что из-за сбоя платеж не прошел — нужно повторить. На самом деле деньги списывались снова и снова.
Впрочем, это не самое плохое, поскольку ограничивалось пропажей небольших сумм. Хуже, когда «на помощь» приходил онлайн-консультант — будто бы для того, чтобы вернуть ушедшие не по назначению суммы. Давались новые указания, запрашивались дополнительные данные. В итоге со счета пропадало все, что могло пропасть. Грабеж в режиме онлайн продолжался, пока мужчина не понимал, что происходит. И лишь тогда, связавшись с банком, блокировал счет.
Стоит ли говорить, что прекрасная незнакомка удаляла переписку и исчезала навсегда. А несостоявшийся кавалер шел в милицию. Один из таких лишился свыше трех тысяч рублей. Еще двое потеряли почти по две тысячи.
Была и другая популярная схема. Людям звонили якобы из их банка и сообщали, что кто-то пытается списать средства со счета. Затем все то же — инструкции, следуя которым «мамонты» фактически вручали ключ от той самой «ячейки», где деньги лежат.
prolesk@sb.by