Наш корреспондент получил задание: испытать на себе все прелести придорожного сервиса

Пикник на обочине

Итак, нас в машине четверо: мы с женой и две лапочки‑дочки. Всей семьей возвращаемся с Южного берега Крыма домой в Воронеж.

Позади зеленые горы солнечного полуострова, белая арка Крымского моста, бесконечные виноградники Кубани и пробка на подъезде к Краснодару. После пробки мы заночевали — 1500 километров с двумя детьми зараз не одолеешь. Найти приличную гостиницу оказалось проще всего: почитали отзывы и выбрали ту, что поближе к трассе. Гостевой дом оказался уютным и чистым, с новой мебелью и сантехникой. Нас поселили в 23 часа и выпустили в 7, ночлег обошелся втрое дешевле, чем на побережье, — 1500 руб­лей.

На выполнение редакционного задания вместе с Антоном отправилась вся его семья. Путь был неблизкий: от Южного берега Крыма до Воронежа. 
АНТОН ВАЛАГИН


К середине следующего дня наша семилетняя Skoda Fabia с четырьмя седоками уже глотала километры Ростовской области. За окном прибитая жаром равнина, иногда оживляемая шахтами и автозаправками. Приемлемую температуру в салоне поддерживал кондиционер, за окном условия были как в разогретой финской бане. Только в саунах не бывает горячего ветра с песком, а у нас был.

— Пап, остановишь? — донеслось с заднего сиденья. Я похолодел. Санитарный вопрос на дороге — из самых тонких. Многие придорожные туалеты, особенно установленные в чистом поле, не обслуживаются, визит туда может вышибить дух даже из закаленного дальнобойщика. Примерно на том же уровне остались и удобства в дорожных кафе — пахучие будочки на задворках. По обочинам то и дело мелькали длинные навесы сельскохозяйственных ярмарок — ростовский и краснодарский тренд. Поодаль от прилавков синели биотуалеты, но при мысли, сколько они уже вынесли, не хотелось и туда. Оставались АЗС.

Это тоже лотерея, но шансы на успех здесь больше, чем в других местах.

Нам не повезло. Тягостное впечатление от посещения заправки загладили покупкой розового комода в ростовской «ИКЕЕ». Пару часов дети развлекались приобретенными попутно игрушками, а затем стали проявлять признаки голода.

Помня о туалетах, я уже мысленно сгруппировался: питаться на трассе надо всегда с большой осторожностью. Можно сжевать резиновый, но безопасный (если не усердствовать с приправами) хот‑дог на заправке. Более сложные блюда там гурманы заказывать не рекомендуют. Пока могли, мы держались на крымском печенье, фруктах и чае из термоса, но настал момент, когда понадобилось съесть что‑то более основательное.

При выборе придорожного кафе надо ориентироваться на дальнобойщиков: они знают правильные места. Заметив скопление фур, я сбросил скорость и включил правый поворотник. За нами на асфальтовую площадку въехал большой междугородный автобус, вздохнул тормозами и остановился. Из открывшейся двери повалили мятые, распаренные пассажиры. Часть поспешила за угол, к туалетам, остальные, размявшись, устремились в кафе. Следом под мерцающую вывеску «Домашняя кухня, 24 часа» не спеша зашли водители — за то, что привезли полсотни едоков, их покормят бесплатно.

В кафе сновали повара и официантки. Обслуживали быстро, как на автозаправке: путешественники выбирали блюда из меню на стойке, оплачивали и садились за столики. Автобус накормили за полчаса.

— У меня работают 16 женщин. Дежурят сутки, когда клиентов мало — отдыхают, для этого есть помещение с кроватями и душем. Еда готовится непрерывно, ходовые блюда типа борща или гуляша варим по нескольку раз в день, — рассказал хозяин заведения Степан. В меню блюда русской кухни, кавказской, азиатской: по дороге едут разные народы, каждый со своими вкусами. Не забыты и вегетарианцы — для них есть каши, творожная запеканка, овощной салат и тушеная капуста.

Перед едоками на стене развешены плазменные экраны — по ним можно наблюдать за оставленными на стоянке автомобилями. Под экранами аквариумы с осетрами. Это не будущая уха — ее варят из замороженной рыбы, — а развлечение для путешественников с детьми (с детскими площадками на трассе М4 еще хуже, чем с туалетами. То есть их нет вообще). Мои девчонки тут же прилипли к зеленому стеклу.

Рядом с кафе шиномонтаж, где при необходимости можно устранить и мелкую неисправность — один из мастеров понимает в автоэлектрике. Механики разгружают продукты, выносят мусор из кафе и следят за порядком. Безобразничают, впрочем, редко: водители — народ трезвый и дисциплинированный, они ценят недорогой сервис и понимают, что еще не раз сюда вернутся. Бывает, скандалят пассажиры — из‑за медленного, по их мнению, обслуживания или простоты меню. Но здесь — дорога, у нее свои законы. 

Многолетний опыт автолюбителя учит: передвигаться и питаться на трассе надо всегда с большой осторожностью.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ

Горячая пора в кафе начинается с рассветом: первые дальнобойщики заезжают съесть кашу перед дальним рейсом. Поток клиентов не иссякает часов до 16, затем небольшое затишье, и с 18 часов водители начинают останавливаться на ужин. Стандартный обед здесь обходится в 300 рублей, еще за 150 можно принять душ.

Кстати, единственная, наверное, на всю трассу М4 «Дон» площадка для отдыха с чистым и исправным туалетом, горячей водой и бесплатным душем находится в Липецкой области. Там же, на заправке, есть детская площадка с качелями и лазилками. А в Чаплыгине недалеко от трассы имеется музей пупсиков. Но это уже другая история — о поездке на север.

После обеда машина побежала бодрее, и к вечеру мы были дома. Несмотря на усталость, комод собрали немедленно.
Антон Валагин

antivalagin@yandex.ru

А КАК В БЕЛАРУСИ

Время от времени езжу из Минска в Витебск и обратно и всякий раз с нетерпением жду остановку на 101‑м километре шоссе М3 возле старинного Бегомля. С недавних пор местная АЗС, принадлежащая госконцерну «Белнефтехим», обзавелась симпатичным кафе. Выбору блюд и качеству приготовления позавидует столичный общепит. А вот цены ниже. Легкий обед с десертом обойдется в 10‑15 белорусских рублей. Причем кухонный конвейер работает круглые сутки 7 дней в неделю. Есть тут и СТО, и установка для подкачки шин, и автопылесос, и магазинчик сопутствующих товаров. Все выполнено в едином архитектурном стиле. На уровне и санитарные комнаты, что в дороге также важно.

— Мы реализуем отраслевую программу развития придорожного сервиса, — пояснили в «Белнефтехиме». — Одна из фишек — привлекли к сотрудничеству гильдию шеф‑поваров. Отсюда и хороший выбор блюд в наших придорожных кафе.

А в 30 километрах от Минска в сторону Бреста на главной транзитной трассе М1 путешественников ждет аж целый городок услуг: гостиница, ресторан, кафе, медицинский и SPA‑центры, спортивные объекты, не говоря об СТО, АЗС, магазинах, автостоянках. Цены — европейские.

В сферу придорожных услуг все активнее приходят инвесторы, в том числе российские. Республиканскую программу развития придорожного сервиса, рассчитанную на период до 2020 года, курирует Минтранс Беларуси. В прошлом году он провел обследование сферы придорожного сервиса. Изучили и отзывы путешественников. На этой основе формируется новая концепция развития подотрасли. Документ будет скоординирован с государственной программой содержания и развития автомагистралей до 2025 года.

К слову, сегодня на республиканских дорогах Беларуси действует более 400 АЗС, около 160 газозаправочных пунктов, 72 гостиницы, 45 автомоек, свыше 100 охраняемых паркингов, без малого 600 кафе, ресторанов, закусочных...

Владимир ФЕДОРОВ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter