На сей раз нас посетил Михаил Векуа из Мариинского театра в партии Германа и Олеся Петрова из Михайловского театра в партии Графини.
Для обоих это дебют на большой сцене Большого театра. Но Олеся Петрова год назад, 27 апреля дебютировала в Камерном зале имени Л. П. Александровской в концерте русской вокальной музыки совместно с солисткой Большого театра Беларуси Марией Галкиной, — той самой, которая вчера в спектакле исполняла партию Лизы. В первом отделении звучали арии, во втором романсы, но и то, и другое под чуткий фортепианный аккомпанемент Юлии Щербаковой.
Галкина и Петрова — птицы одного гнезда, хотя Петрова родилась в Санкт-Петербурге, а Галкина в Беларуси. Обе учились в Санкт-Петербургской консерватории у ныне покойной народной артистки СССР Ирины Богачевой.
Лиза - Мария Галкина, Графиня - Олеся Петрова
— Когда Ирина Петровна приезжала к нам петь партию Графини в «Пиковой даме», она поставила условие, чтобы партию Лизы в спектакле пела ее студентка Мария Галкина, учившаяся тогда в Санкт-Петербургской консерватории, — рассказывал бывший генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко.
Условие было выполнено, спектакль прошел с большим успехом.
В 2017 году Мария Галкина вновь на сцене нашего Большого театра — теперь уже как участница IV Минского международного конкурса вокалистов. В финале она блестяще исполнила в дуэте с нашим прославленным баритоном Станиславом Трифоновым сцену Леоноры и графа ди Луна из оперы «Трубадур». Дирижировал Олег Лесун.
Лиза - Мария Галкина, Герман - Михаил Векуа.
И надо же, вчерашней «Пиковой дамой» дирижировал Лесун, а Трифонов блестяще спел Томского. Пресловутое «чем случайней, тем вернее»? Ведь не специально же так обдумывался и подбирался состав.
А если вернуться в 2017 год, то лишь волнение помешало тогда Марии Галкиной взять гран-при. Вторая премия… Я голосовала за нее при выборе зрительских симпатий, но публика тогда предпочла другую белорусскую певицу — раскрученную российским телевидением, нахрапистую, злую. В 2020 году жизнь показала, что она была недостойна этой поддержки.
А Марию Галкину тогда в качестве приложения к лауреатской награде пригласили на работу в Большой театр Беларуси. И это было правильно и мудро. Другой вопрос, что процесс растянулся надолго, и лишь с возвращением в театр народного артиста СССР Валентина Елизарьева певица по-настоящему стала частью труппы.
И да, в партии Лизы она великолепна! Своим прекрасным, сильным, льющимся голосом она умеет наполнить каждую ноту, каждое слово.
Лизу традиционно изображают жертвой. Но Мария Галкина проживает свою роль так, что понимаешь: это ее осознанный выбор. И передача ключа — не просто шалость влюбленной девушки, но предательство с предсказуемым и страшным результатом.
Томский - Станислав Трифонов, Сурин - Дмитрий Капилов, Чекалинский - Александр Гелах.
Не зря так настойчиво буравит ее глазами великолепная Олеся Петрова в роли Графини: «И глупости не смей тут затевать!» Ее героиня все знает, все предчувствует, ее разум проницателен и ясен.
— Интересно играть в достаточно молодом еще возрасте старуху, — призналась Олеся Петрова в одном из интервью. — Тебя гримируют, рисуют морщины, и ты ищешь в своем теле эту усталость возрастную. Представляешь, какая она может быть, наблюдая за людьми, родными и просто на улице... Когда сейчас я умираю как графиня, уже много раз, не позволяю себе никакого страха и мистики. Я от себя эту мистику отгоняю…
В итоге Олесе Петровой удался и образ, и вокал. Есть в ее героине и властность, и харизма, но есть и боль несбывшихся надежд, тоска по обманчивой юности. И все это не только в актерской игре, но и в голосе.
Графиня - Олеся Петрова, Герман - Михаил Векуа.
Великолепен в этом смысле и Михаил Векуа. Абхазский тенор уже десять лет в Мариинском театре, девять из них — ведущий солист. Он спел все партии, какие только возможно, включая лирические, — Фауст, Альфред, — тогда как Герман требует темной и мрачной окраски голоса.
Его Герман — очевидно больной, изуродованный жизнью, сам себя потерявший человек, и это ощущение настолько сильно, что в первые мгновения буквально отшатываешься от него. Мы ведь привыкли в этой роли видеть благородного красавца Атлантова, а Векуа — он другой. Он не боится мрачных страстей, не боится выносить на сцену человеческое уродство.
И при этом он почти совершенен вокально. «Что наша жизнь? Игра!» Лишь горстка теноров за 130 лет сумели спеть эту арию в авторской тональности. Подавляющее большинство поет на тон ниже. Векуа — из редчайших.
Лиза - Мария Галкина, Елекций - Александр Краснодубский.
И тут же рядом наша Оксана Волкова, исполняющая романс Полины с непередаваемым благородством фразировки, когда любуешься каждым поворотом фразы, буквально каждой нотой и буквой.
При этом я не могу сказать, что постановка болгарского мэтра Пламена Карталова, осуществленная в 2014 году, приводит меня в восторг. Слишком огромен для меня стилистический и душевный контраст между горячей, плотной и густой позднеромантической музыкой Чайковского и ледяными, пустынными и стерильными постмодернистскими декорациями, которые отсвечивают мертвящим блеском хирургических инструментов в операционной.
Да, метафора понятна, перед нами патологоанатомическое исследование больной человеческой души.
Герман - Михаил Векуа
И все же в опере Чайковского есть разное. Есть душное, грозовое лето, а есть зима. Есть музыка надрывная и страстная, а есть стилизация раннего Моцарта а-ля «Бастьенн и Бастьенна», которую Чайковский не мог слышать, но шестым чувством угадывал. А дирижер Олег Лесун, как раз недавно занимавшийся этим творением 14-летнего Моцарта, сумел все это выстроить и подать придирчивому слушателю буквально на блюдечке, и не позволил хору притормаживать там, где тормозить нельзя, и оркестр был невыразимо хорош.
И в целом, несмотря на мрачность оперы, где кроме князя Елецкого (его партию задушевно и тепло исполнил Александр Краснодубский) и Полины, даже и нет нормальных хороших людей, - ощущение катарсиса, полный зал, несмотря на дождь, и долгие-долгие аплодисменты.
Фото Михаила Нестерова