Михаил Долинский и его ученик Антон Харрасов.
Знаниям расстояние не помеха
Найти Михаила Долинского — тот еще квест. У него принципиально нет мобильника: не любит ощущения постоянной доступности и ожидаемо предпочитает электронную почту. Но в управлении образования подсказывают: сейчас найти его можно в 27-й школе. Несмотря на каникулы, в кабинете информатики более двух десятков учеников со всего города ломают голову над сложнейшими задачами. Пока их сверстники совершенствуются в шутерах и тактических битвах, на экранах мониторов у этих подростков множество непонятных большинству из нас символов. Лето не повод прекращать тренировки, считает Михаил Долинский:
— Ребята пользуются системой дистанционного обучения dl.gsu.by, это разработка математического факультета Гомельского госуниверситета. Она дает задания, проверяет решения, поддерживает выполнение домашней работы. Мой ученик Андрей Костяной, к примеру, сейчас отдыхает на юге. В воскресенье решал олимпиаду с берега моря. Он один из тех, кто может в ближайшее время попасть на международную олимпиаду.
За последние 22 года в копилке Гомельской области 31 медаль республиканских олимпиад по программированию. Для сравнения: у находящихся на второй позиции представителей Минской области — 13.Смена поколений
Заниматься со школьниками Михаил Семенович начал еще с 1980-х — времен расцвета учебно-производственных комбинатов. В 1997-м занятия начались на базе 27-й школы, через два года запустили сайт dl.gsu.by. В компьютерном классе он проводит два дня в неделю — с утра до вечера, пока не иссякнет поток желающих. А основное место работы — Гомельский госуниверситет имени Франциска Скорины, который в свое время Михаил Долинский окончил и где сейчас является доцентом кафедры математических проблем управления и информатики.
К наставнику подходит десятиклассник Антон Харрасов:
— Я нашел контртест на решение сайта.
— Молодец, но это ты так оправдываешь себя, что три часа потратил на решение задачи?
— Может, вы его поставите в тестирующую систему?
— Нет, просто заменить тест — это неинтересно. Ты можешь поделиться на форуме тем, что узнал, — предлагает тренер. И объясняет уже мне: Антон глубоко погрузился в задачу, нашел более сложное решение и придумал тест, с которым оригинальное решение уже не пройдет.
Среди учеников Михаила Долинского и Глеб Дорох.
Антона привели на занятия родители. Его отец Артур тоже бывший ученик Долинского. Сын с пятого класса решает задачи, а сейчас всерьез собирается пробиться на международную олимпиаду. Признался, что равняется на Гену Короткевича.
Сам Гена решать задачи начал еще дошкольником, делая это успешнее иных восьмиклассников. Михаил Семенович был знаком с его родителями и настоял на том, что ребенка нужно учить писать программы. В первом классе мама привела его на школьную олимпиаду по информатике. Учителя пытались возразить: мал еще. Но мама настояла: «Дайте ему те же задачи, которые будут решать все». В итоге юный вундеркинд обошел старших, вспоминает наставник:
— А в школе повесили объявление: «Второе место занял такой-то, третье — такой-то, и на городскую олимпиаду пойдет первоклассник Геннадий Короткевич». Будто стыдно было написать, что такой маленький одержал победу. Во втором классе он уже попал на республиканскую олимпиаду и взял диплом. В пятом — впервые поехал на международную олимпиаду и не добрал всего несколько баллов до золотой медали.
Все возрасты покорны
На вопрос о возрасте, с которого можно начинать заниматься информатикой, Михаил Долинский уверенно отвечает:
— С четырех. Необходимые пререквизиты — умение ходить и говорить. Главное, чтобы ребенку было интересно.
А потом, говорит наставник, как по Дарвину, начинается естественный отбор. Прийти на занятия может любой, но нужно усердно работать, тогда количество потраченного времени перейдет в качество.
Ученики Михаила Долинского (слева направо): Алексей Лобанов, Владимир Меняйлов и Геннадий Короткевич (тогда еще второклассник).
— Когда приходят успехи, мы тут же называем человека талантливым. По мне, талант — это способности, умноженные на труд. Если умножаешь на ноль — ноль и получится. Бывает, что ребята одинаково занимаются, а прогрессируют по-разному. Потому что они по-разному думают, то есть совершают определенные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез. Мы начали ставить задания, которые этому учат. Такая система выравнивает, подводит к минимальному необходимому уровню, который позволяет потом проще учиться.
Если в юном возрасте с программированием не сложилось, потом начинать уже поздно? Вовсе нет. Тренер приводит пример: был у него в учениках и пенсионер, пожелавший дать мозгу работу.
Успешных и талантливых подопечных у Михаила Долинского хватает. К примеру, недавно с серебряной медалью с Международной ученической олимпиады по информатике вернулся Сергей Процкий. В Гомеле он начал заниматься еще дошкольником, а с седьмого класса уже привозил дипломы республиканских олимпиад. Дмитрий Богданов изобрел механизм Аttention, который сейчас используется во всех индустриальных системах машинного перевода. А когда-то его старшая сестра Марина стала первой девочкой в Беларуси, которая поехала на международную олимпиаду по информатике — и лишь нескольких баллов не добрала до бронзовой медали… Михаил Долинский улыбается:
— Это лишний раз подчеркивает, что я не зря трачу здесь время.
ФАКТ
Программист Долинский в свое время имел шансы стать известным футболистом. Профессионально занимался спортом, а потом тренировал детскую команду. Но состояние здоровья поставило крест на спортивной карьере, и выбор был сделан в пользу математики. Сейчас Михаил Семенович периодически гоняет мяч с двумя сыновьями.
valchenko@sb.by