В конце прошлой недели в Вашингтоне Дональд Трамп объявил, что импорт стали и алюминия будет облагаться пошлиной в 25 процентов и 10 процентов соответственно. Разумеется, для защиты национальной безопасности Америки, производителей которой положил на лопатки демпинг конкурентов. В качестве примера привел Китай: варит за месяц столько стали, сколько США за год. Кто еще угрожает Штатам?
Из списка исключены временно, на 30 дней, Канада и Мексика. Вашингтон давно ведет с ними переговоры по пересмотру не выгодных ему условий Североамериканского договора о свободной торговле (NAFTA). Чтобы партнеры продуктивнее думали, установили такой вот дедлайн. А заодно и очертили альтернативу: если удастся договориться, тарифы на сталь и алюминий для них не будут введены. В противном случае Трамп пообещал вообще выйти из NAFTA.
Есть над чем подумать ФРГ и всему Евросоюзу. Второй месседж — «США субсидируют много богатых стран за счет наших вооруженных сил» — имеет явного адресата. Чтобы мыслительный процесс шел в нужном направлении, Трамп анонсировал в случае резкой реакции Евросоюза на ситуацию с металлопродукцией введение новых импортных пошлин на европейские автомобили.
Угроза более чем весомая: из 6 млн автомобилей, что в 2016 году экспортировал ЕС, 1 млн ушел в США. При этом пошлина на европейские авто — 2,5 процента, а на ввозимые в ЕС американские кары — 10 процентов.
А реакция уже зреет: еврокомиссар по торговле Сесилия Мальстрем заявила, что ЕС готовит «обратку». В список американского экспорта, который обложат такой же 25-процентной пошлиной, предположительно, войдут джинсы Levi's, мотоциклы Harley Davidson, бурбон, клюква. Впрочем, евробюрократы сделали оговорку, что на принятие мер им нужно время, месяца два минимум.
Шаги, предпринимаемые Трампом, и градацию угроз можно понять: торговый баланс с Канадой и Мексикой почти ноль, в то время как с Китаем и ЕС он глубоко отрицательный. Многолетний кризис перепроизводства на глобальном металлургическом рынке обозначил тревожные тенденции: цены падают, выводить излишние мощности никто не думает — все демпингуют. Неблагоприятная ценовая конъюнктура стимулирует консолидацию и рост субсидий национальным производителям, о чем в США не могут и помыслить. Как результат — за 2014—2016 годы производство стали в США упало с 88,2 млн до 78,6 млн тонн, импорт закрывает почти треть внутреннего спроса. А ведь сталь и алюминий — хлеб военно-промышленного сектора экономики.
Некоторые эксперты бьют тревогу: приняты решения, способные изменить будущее мировой торговли, отношения в ВТО. Другие полагают, что одностороннее повышение США импортных тарифов на сталь и алюминий некритично для мировой торговли, так как коснется всего 0,6 процента глобального торгового оборота. И инициатива коррекции вполне уместна: США — крупнейший импортер стали (в прошлом году — 26,9 млн тонн, 8 процентов глобального импорта). Покупали сталь в 110 государствах, но 75 процентов объема приходится на 8 стран, которые экспортировали более миллиона тонн.
Биржи нервно отреагировали на ситуацию. Инвесторы, опасаясь начала торговой войны глобального масштаба, играли на понижение: цены на акции европейских сталелитейных и автомобильных корпораций неуклонно снижались в конце прошлой и начале этой недели.
valk@sb.by
Некоторые эксперты бьют тревогу: решение США о введении импортных пошлин на сталь и аллюминий способны изменить будущее мировой торговли
Первые залпы торговой войны
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.