Впервые врачи и пациенты РНПЦ «Кардиология» встретились не в больнице, а на соревнованиях. Люди, пережившие сложнейшие операции, состязались за победу без скидки на болезни.
На площадке под сводами «Минск-Арены» не было медиков и больных. На время соревнований были только спортсмены-любители. Если в клинике они вместе боролись и борются за победу над болезнью, то здесь собрались, чтобы побороться за медали. А на состязаниях, как заметил академик и кардиохирург Юрий Островский, поблажек быть не может. Юрий Петрович говорит со знанием дела. Свою физическую форму он поддерживает всегда. Всю жизнь бегал, а последнее время ездит на велосипеде. И в этот день очень быстро преодолел велодистанцию.
—Я знаю, что такое спорт. Занимался легкой атлетикой, был спринтером. Это трудно. И тут дело не в том, что ты спас их жизни. Важно не поддаваться, тут мы соревнуемся, а перед спортом все равны. Основная наша задача, чтобы все участники команд чувствовали себя полноценными людьми.
Кардиохирург Островский призвал пациентов, переживших тяжелые времена, оставить их в прошлом и каждый день наслаждаться жизнью.
Председатель Белорусской ассоциации сердечной недостаточности Елена Курлянская обратила внимание, что каждый человек должен быть образован. Когда люди знают, что такое сердечная недостаточность, то с недугом проще бороться. И специалисты Республиканского научно-практического центра «Кардиология» проводят такие дни здоровья, чтобы учиться правильно питаться, заниматься физически и отдыхать. Соревнования подобного плана проходят впервые. В числе участников игр пациенты, прошедшие одно или несколько вмешательств на сердце.
Медики представляют команду «Здоровье». А их подопечные, которым они подарили второе дыхание, члены Белорусской ассоциации сердечной недостаточности, объединились в команды с не менее говорящими названиями «Вера», «Надежда», «Любовь», «Жизнь», «Счастье». Форменные футболки надели и болельщики. Они тоже бегут эстафету, но пока другую: активно состязаются с сердечной недостаточностью с помощью медикаментов и высоких технологий. Среди них пациент Юрий Вишленков из Бреста. Он болеет за свою жену Оксану, которая вместо него соревнуется в команде «Счастье». Они знают, что такое иметь счастье и внезапно его потерять, чтобы потом каждый день его обретать заново в сопротивляющимся им обстоятельствах.
— Помню, ехали в Брест на обследование, еще смеялись. А когда возвращались, он промолчал всю дорогу. У меня истерика, шок. Тяжелое заболевание сердца обрушилось на мужа как гром среди ясного неба, — Оксана продолжает с трудом сквозь накатившие слезы. — Понимаете, он каждый вечер с работы меня встречал, мы гуляли, а когда это случилось, сразу ничего не хочу, ничего не надо. Депрессия сильная. И вот дочь подарила ему кота-британца. Я целый день на работе, а Мотя его отдушина.
Юрий соглашается: семья вместе с питомцем так поддержали, что помощь психолога не понадобилась.
Одышка, головокружение, отечность в ногах — мой собеседник ощущал признаки надвигающейся беды, но отмахивался, мол, пройдет. Профкомиссия не отмахнулась:
— Работал на железной дороге. Осуществлял охранное сопровождение грузов. Поездки, иногда сутками, с огнестрельным оружием. Работа нервная. Происшествий никаких при мне не было, но когда везешь сотни тысяч долларов грузом, то, конечно, переживаешь. Стрессы постоянные. Мы проходим ежегодный медосмотр. У меня заподозрили неладное, отправили в Брест, а оттуда в Минск.
Тогда, пять лет назад, на консилиуме ему сразу порекомендовали пересадку сердца, но врачи лаборатории сердечной недостаточности убедили, что рано еще Юрию сдавать собственное сердце в утиль. И стали за него бороться. Пациенту Вишленкову одному из первых предложили лечение стволовыми клетками, чтобы максимально отсрочить трансплантацию. Юрию сделали девять уколов стволовых клеток. Первые совместно с австрийскими коллегами.
Супруга сомневалась в успехе новой методики:
— Не верила я в результат, а он живет уже пять лет со своим сердцем, — с гордостью за мужа говорит Оксана. — У нас бывает моментами одышка, зависит от сезона, головокружения стали реже. Слава богу, что встретили в РНПЦ «Кардиология» неравнодушных врачей. Они всегда посоветуют, как справиться. Мы каждый день гуляем с мужем два часа.
Моя собеседница смеется, что порой ждет дождя, чтобы отлынивать от прогулки, как школьница, которая норовит пропустить урок физкультуры. Но потом стряхивает непогоду с мыслей, как дождевые капли, ведь движение — это жизнь.
— Жена все контролирует, таблетки, питьевой режим, питание — больше овощей, фруктов, чтобы не простыл, — смиряется Юрий.
Пока Оксана на работе, Юрий дома на хозяйстве.
— Во всем помогает: стирает, пылесосит и готовит. Я без него ничего не смогу, — Оксана плачет. — У нас хорошие врачи, думаю, все будет хорошо.
Специалисты говорят, что в случае Юрия трансплантация неизбежна, но важно как можно дольше прожить со своим сердцем. И пока стволовые клетки с этой задачей справляются.
31-й, 200-й — люди после пересадки знают друг друга и по номеру, в порядке которого им сделали операцию.
У Зои Саврицкой из Минска жизнь после трансплантации даже не второе дыхание. Она перенесла следом в течение месяца еще пять операций. Прошло восемь лет. Сейчас ей 56. А дату каждого вмешательства помнит до сих пор.
— Три месяца в реанимации. Безнадежную вытащили. А ко мне приходила знакомая и говорила: «Зоя, тебе здесь не дадут умереть». И у меня такое спокойствие было. — В день соревнований Зоя еще раз говорит спасибо тем, кто ее выходил. — С тех пор поменяла сустав тазобедренный, пора другой менять. Перед каждой операцией меня хоронят, а я живу.
Само имя велит ей жить. Зоя в переводе с греческого «жизнь». И на играх она участница команды «Жизнь». А еще восемь лет назад мою собеседницу из этого мира засасывал тоннель в клинической смерти. Но она так хотела жить, что коридор вдруг выплюнул ее обратно.
— В 1987 году у меня обнаружили опухоль на сердце, — Зоя не исключает, что это последствие командировки 1986 года в зону отчуждения помощником санитарного врача. — Измеряли радиационный фон, проверяли продукты для населения. Опухоль росла медленно, и в 2011 году доросла до размера четыре на три сантиметра. Но я никак ее не ощущала. И всей опасности не осознавала. Случилось все в одночасье. Поднялась высокая температура, сорвался сердечный ритм, потеряла сознание. Ритм восстановили, но сердце потом останавливалось не один раз. В этот момент видела что-то светлое. Засасывал тоннель. Надвигались жуткие звуки, птицы — не птицы, вороны — не вороны. Или мелодия какая-то. В ужас впадала от этого. Хотела вырваться обратно, а меня не пускало. Я кричала: «Не хочу», «Почему я». И вдруг пришла в себя. Соседи по палате потом говорили, что в это время была мертвая тишина. Мне поставили кардиовектор. Он сработал 15 раз. Я уже рефлекторно подпрыгивала от звука электронного градусника. Ходила медленно. Мучила одышка, ела плохо.
Врачи о Зое говорили: случай очень тяжелый. Через месяц с небольшим, после того как поставили диагноз, моей собеседнице сделали пересадку сердца. В церкви она ставит свечу за мужчину, чье сердце бьется в ней восемь лет.
Свою не единожды возрожденную жизнь Зоя бережет с трепетом. Правильно питается, занимается скандинавской ходьбой и просто гуляет по улице. Теперь она по большей части дома, ухаживает за 92-летней мамой.
К столу со здоровым питанием в ритме танца устремляются две женщины. Похоже, подруги.
— Сидели за одной партой, — подтверждает мою догадку Людмила Бай. А теперь они в одном сообществе людей с недостаточностью сердца. Вдохновляют и поддерживают друг друга.
65-летняя подружка Наталья Шиманец обожает танцы. Ее не остановила даже сердечное заболевание. Теперь она хореограф в 71-й школе Минска. Себе спуску тоже не дает.
— В семь утра гимнастика, быстрая ходьба, участвую в мероприятиях ассоциации, — задорно говорит Наталья и, делая несколько па, убегает на эстафету.
«Второе дыхание» — настоящий праздник с концертом, который помог организовать коллектив передачи «Здоровье». На первых Республиканских спортивных играх среди пациентов с сердечной недостаточностью и после трансплантации нет проигравших. Врачи и пациенты побеждают вместе болезнь. И этих побед уже немало. Именно поэтому на «Минск-Арену» приехало более 40 человек, чтобы показать свою физическую активность. Поэтому все получают медали и косметику в подарок.