Визит Президента на Дальний Восток: главные итоги, договоренности и совместные проекты

Перспективы дальние и ближние

На этой неделе Александр Лукашенко совершил рабочую поездку на Дальний Восток. По сравнению с Москвой, Сочи и Санкт-Петербургом, где Президент бывает довольно часто, место довольно неожиданное. А потому визит получился вдвойне интересным. По итогам переговоров с Владимиром Путиным, а также губернатором Приморского края Олегом Кожемяко удалось обозначить новые направления в экономическом сотрудничестве, космической сфере. Серьезное внимание лидеры двух стран уделили геополитике и противостоянию санкционному давлению. Александр Лукашенко в этой связи подчеркнул:
— Реагируя на текущие проблемы, мы уже сегодня должны смотреть в завтрашний день, закладывать принципиально новую экономическую стратегию развития строительства Союзного государства на долгосрочную перспективу.


Мы всё сможем!

Рабочий визит Александра Лукашенко на Дальний Восток. Эксперты комментируют итоги и договоренности двух лидеров

Присоединится ли Беларусь к России? Кто из белорусов уже в следующем году может отправиться в космос? Справимся ли мы с санкционным давлением и почему Запад развязал конфликт в регионе? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали из уст Главы государства в ходе его рабочего визита на Дальний Восток. Вместе с Президентом России белорусский лидер побывал на космодроме Восточный, а также провел пресс-конференцию для представителей СМИ обеих стран.

Мы отобрали яркие цитаты Александра Лукашенко и попросили экспертов прокомментировать их.

Единство независимых

Я говорю: мы с Путиным не настолько глупы, чтобы действовать старыми методами. Мы, говорю, отстроим такое единство двух независимых государств, что у нас будут учиться. Будут учиться!

И как санкции преодолевать, и так далее.

Юрий Шевцов , политолог:

Фото Дианы Михалевич.

— Тему включения Беларуси в состав России педалируют разные силы.

♦ Есть конкуренты, которые хотят под шумок такого включения уничтожить белорусские предприятия, конкурентные своим. Помните, у нас был большой конфликт с российскими калийщиками по калию? Да и не только: таких идей было много и по ­КАМАЗу, МАЗу. ­МЗКТ предлагали уничтожить под шумок каких-то интеграционных программ. Есть конкуренты, они лоббируют свои интересы. Есть идеалисты, скажем, русские радикальные националисты, которые просто из эстетических соображений хотят видеть Россию, разделенную на губернии, без национальных республик. В том числе они видят и Беларусь, включенную в состав России.

♦ Есть корпоративные группы, которые также развивают эту тему. Скажем, нередко это русские либералы. Они просто хотят по разным причинам свержения Лукашенко, изменения в Беларуси всей политики, ориентации. Часть из них этот процесс видела и иногда видит до сих пор в виде включения Беларуси в состав России с тем, чтобы раз изнутри не получается свергнуть Александра Григорьевича, то свергнуть его из Москвы.
Я не думаю, что эти силы могут победить, потому что в Беларуси сформированы очень гармоничные, сильные, с большой инерцией самостоятельности общество и экономическая модель.
Каких-то глубоких противоречий с Россией у нас нет. У нас нет, как в Украине или других восточноевропейских государствах, идентичности культа анти-России. Какой-то опасности мы, мягко говоря, для России не представляем, а в остальном можно договариваться. Да и вообще РФ сейчас не до поглощения Беларуси, там хватает других проблем. Вот если бы мы создавали проблемы, если бы у нас протесты в 2020 году победили, тогда бы мы стопроцентно получили все то, что сегодня имеет Украина.

Новая стратегия

Мы когда-то решили, что холодная война закончена, та страница перевернута и мы будем жить в новом цивилизованном, справедливом мире, основанном на взаимопонимании и торжестве международного права. Мы так думали. Запад так не думал. Не уничтожили они нас тогда, решили попробовать теперь. И Вашингтон, и Брюссель годами планомерно шли именно к такой «развязочке».


Вадим Боровик, политолог:

Фото Дианы Михалевич.

— После распада Советского Союза Александр Лукашенко и Владимир Путин делали шаги навстречу Европе. Мы были уверены, что между ЕС и Союзным государством было полное доверие. Но, к сожалению, несмотря на нашу дружелюбную политику, наши партнеры, что называется, держали камень за пазухой. Они с нами любезничали только тогда, когда мы соглашались предоставлять свою территорию для определенных целей, когда продавали энергоносители по выгодным ценам.

Несмотря на вводимые санкции и амбиции стран Запада, Союзное государство — самодостаточное объединение. Мы в состоянии себя прокормить, еще и на экспорт останется. Если Союзное государство занимает первое место в военных и космических технологиях, то, поверьте, мы в силах подтянуть любую отрасль.

Выстоять в борьбе

Говорят, что мир уже никогда не будет прежним. Это правда. Тем, кто очень хотел бы вернуться назад (как они говорят, в комфортную для себя среду), можем сказать прямо: надо об этом забыть. Современный мир — жестокая борьба, столкновение цивилизационного масштаба (на Западе, кстати, на этот счет иллюзий никогда не питали).

Артем Свиридов, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования ­БГЭУ:

Фото Виталия Пивоварчика.

— Запад использует всевозможные способы, чтобы поставить нас в тяжелое положение, в том числе с точки зрения экономики. Может показаться, что все это влечет за собой одни минусы. Но я хочу обратить внимание, что введение против нашей страны санкций привело к созданию условий, которые помогли и продолжают помогать выходить на новый уровень взаимодействия между Беларусью и Россией, по-другому смотреть на вызовы и угрозы внешнего мира. И наконец понять раз и навсегда, что никаких друзей на Западе нет. Страны коллективного Запада и Америка с каждым днем все больше напоминают джунгли, где все борются против всех. Белорусский лидер об этом говорил неоднократно на протяжении последних 20 лет. И вот наступило время, когда окончательно сброшены все маски и европейские чиновники показали свои истинные лица.

Исходя из результатов двусторонних переговоров президентов Беларуси и России, можно сделать вывод, что главы двух государств воспользуются этим моментом. Мы уже пользуемся им, если смотреть с точки зрения новой экономической стратегии, которая позволит белорусской и российской экономикам стать самодостаточными и развивать собственный внутренний рынок.

Беларусь и Россия должны продолжать поддерживать друг друга и держаться вместе, плечом к плечу, переориентируя силы на взаимодействие с дружественными нам странами, повернув рынки сбыта туда, где нас ждут, объединившись с союзниками.

Это просто космос!

Фактически мы создали новую отрасль экономики — космическую, и мы горды этими успехами. Главное, видим перспективы дальнейшего движения. Это и развитие системы дистанционного зондирования Земли (по этой программе сегодня принято решение), и спутниковая связь, и немало интересных направлений сотрудничества. Да и пришло, наверное, время открыть дорогу в космос новым белорусским космонавтам.

Сергей Рекеда, генеральный директор Центра изучения перспектив интеграции (Россия):

Фото Антона Степанищева.

— Я думаю, что встреча на космодроме Восточный — знак того, что у российского Президента от белорусского секретов нет. Это подчеркивается. И именно такую мысль хотели, возможно, донести выбором места, с одной стороны. С другой стороны, это акцент на экономическом сотрудничестве именно в технологической сфере.

Участие в подобных проектах для наших стран не ново. Напомню, на протяжении последних десятилетий программы, финансирующиеся со стороны Союзного государства, как раз фокусируются именно на высокотехнологичной сфере. Это разработка компонентов для двигателей, разработки и исследования в области новых материалов космической отрасли и так далее. Поэтому здесь у нас уже есть ­фундамент, на котором это сотрудничество и будет строиться дальше.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter