Изменение спроса на глобальном рынке продовольствия дает белорусским производителям шанс занять выгодные ниши

Переработка высокого уровня

Как констатируют эксперты, глобальной торговлей сегодня управляют новые факторы. Экспортеры ориентируются не только на прибыль. Происходит фрагментация рынков по геополитической принадлежности, что чревато, подчеркивают аналитики, дополнительной ценовой волатильностью. Особенно на сырьевые товары, включая сельхозпродукцию. В свою очередь, стремление стран-импортеров повысить свою продовольственную безопасность меняет ассортиментную конъюнктуру. Стратегическое значение приобретает продукция глубокой переработки с длительными сроками хранения. Например, многокомпонентные смеси для производства пищевых продуктов. Спрос на эти новинки во многих странах растет как на дрожжах. А вот цены, напротив, не подвержены значительным колебаниям по сравнению с котировками, скажем, на сахар или молоко. Отечественные пищевики, бесспорно, обладают в области переработки рядом компетенций, эквивалентных конкретным конкурентным преимуществам. Однако потенциал наших предприятий явно не исчерпан. Есть все шансы освоить новые наукоемкие и вместе с тем маржинальные направления и выиграть у конкурентов. 


СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко: 

— Мы все «сельское хозяйство, сельское хозяйство», как будто это растениеводство и животноводство. Да нет, это еще переработка и продажа продукции.

Во время рассмотрения кадровых вопросов, 27 июня 2024 года 

Потребительские запросы усложняются

Трансформация по геополитическим мотивам остается одним из главных рисков для сырьевых рынков. Ограничения на поставки сырья — почти забытый способ политического давления. Однако мир в 2022 году про него вспомнил. Эксперты МВФ попытались смоделировать ситуацию объединения стран в два блока и оценить гипотетические последствия этого шага. В том числе и исходя из эмпирического опыта. Исторически так складывалось, что волатильность на неинтегрированных рынках оказывалась выше. Безусловно, ценовую нестабильность в нише сельхозпродукции разделение на торговые лагери провоцирует не столь активно, как, скажем, в сегменте минерального сырья. Но определенные издержки все же неизбежны. В данной ситуации рыночным игрокам как никогда важно спрогнозировать и проработать структуру спроса и предложения.

В целом в долгосрочной перспективе глобальный спрос на продовольствие будет только расти. Однако, предупреждают аналитики Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, запросы потребителей усложняются. По результатам исследований, проведенных специалистами института, можно сделать вывод, что сегодня на рынке продовольствия востребованы продукты здорового питания, продукты с особыми функциональными свойствами, обогащенные натуральными ингредиентами, с повышенным содержанием белка и пищевых волокон, биопродукты. Статистика такова: за последние пять лет количество полезных для здоровья новинок на мировом рынке увеличилось на 14 процентов.


Высокий уровень самообеспеченности основными видами сельскохозяйственного сырья позволяет нашей стране перманентно наращивать экспортные поставки без ущерба для внутреннего потребительского рынка и в интересах национальной продовольственной безопасности. Отечественная продукция поставляется более чем в 100 государств мира. Производителями взят курс на расширение географии и повышение конкурентоспособности белорусской экспортной корзины, что вполне соответствует поставленной Главой государства задаче увеличить объем экспорта продукции АПК до 9 миллиардов долларов. В перспективе — наращивание производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, развитие национальных брендов, завоевание новых высокодоходных рыночных сегментов. В свою очередь Беларусь, считают экономисты, обладает достаточным производственным потенциалом для того, чтобы занять самые перспективные экспортные ниши на выгодных условиях. Для этого есть все возможности. Но нельзя списывать со счетов и глобальную конкуренцию. Примерно треть мировых производителей утверждают, что их пищевые продукты активно улучшают здоровье. Другими словами, борьба за рынки в данном сегменте жесткая. Что про наши шансы на победу в конкурентной борьбе говорят эксперты?

Драйвер инновационного развития


Пищевая промышленность, по мнению заместителя директора Института системных исследований в АПК НАН Беларуси по научной работе, доктора экономических наук Светланы Кондратенко, — драйвер инновационного развития страны. Отрасль является одной из самых восприимчивых к продуктовым и технологическим новшествам, работает в тесной связке с отечественной наукой. Доля инновационно активных предприятий достаточно высока. Что, в свою очередь, повышает степень адаптивности к изменениям потребительских предпочтений. 

Итак, в чем мы преуспели? Традиционно в сфере производства продуктов с высокой добавленной стоимостью среди лидеров — молочка. Ведь одним сухим молоком импортеров не завоюешь. Конечно, востребована на экспортных рынках белорусская линейка твердых и выдержанных сыров, кисломолочной и прочей молочной продукции. Однако особый интерес сегодня в мире, с учетом перечисленных выше рисков, к всевозможным многокомпонентным смесям и концентратам, из которых в любой момент можно быстро создать вкусный и полезный готовый продукт.

— Выпуск молочной продукции осуществляется на предприятиях, технически оснащенных, с эффективно организованными сырьевыми потоками и современными системами обеспечения качества, — подчеркивает Светлана Кондратенко. — В этом сегменте у нас есть определенные успехи. Вместе с тем в перспективе следует позаботиться об опережающем стратегическом развитии отрасли — освоить производство новых продуктов глубокой переработки: молочных компонентов, концентратов молочных и сывороточных белков, лактозы, быстрорастворимого молока, безлактозного молока, многокомпонентных сухих смесей для изготовления мороженого, детского питания. По оценкам экспертов, мировой рынок молочных компонентов будет расти до 8 процентов в год и к 2033-му достигнет 118 миллиардов долларов. Такой рост вызван увеличением потребительского спроса на продукты с высоким содержанием белка, функциональные, безлактозные и обезжиренные молочные продукты. Динамично наращивают использование молочных компонентов страны Азии и Африки. Кроме того, экспорт упомянутых молочных продуктов позволяет решить проблему вариативности ассортимента с учетом потребностей рынка и традиций питания конкретной страны.


Технологии глубокой переработки сырья, комментирует тезис о сильных сторонах белорусских производителей Светлана Александровна, станут входным билетом на внешние рынки и в других областях. Одно из перспективных направлений в пищевой промышленности — биотехнологии. Их применение в процессе переработки зерна позволяет получить широкий перечень продукции с высокой добавленной стоимостью: модифицированные крахмалы, кормовые добавки, глюкозные сиропы, глютен, аминокислоты, витамины, ферменты, органические кислоты и многое другое. Как известно, такое производство создано и развивается на базе БНБК. 

В фокусе всех белорусских предприятий, подчеркивает эксперт, должно быть рациональное отношение к ресурсам. В том числе и за счет продления цепочек глубокой переработки. Получение максимальной пользы и стоимости с единицы переработанного сельскохозяйственного сырья (зерна, сахарной свеклы, молока, мяса, масличных) — базовый элемент белорусской национальной концепции качества.
Доля инновационно активных организаций среди производителей растительных и животных масел и жиров — 43 процента, молочных продуктов — 37 процентов, хлебобулочных, макаронных и мучных кондитерских изделий — 32 процента, шоколада и сахаристых кондитерских изделий — 57 процентов, детского питания и диетических пищевых продуктов — 50 процентов, среди производителей кормов и кормовых добавок — 30 процентов. Такая активная позиция отечественных производителей в отношении продуктовых и технологических инноваций позволяет довольно успешно решать задачи импортозамещения.

Каждую единицу сырья в дело

Потенциал некоторых видов сырьевых ресурсов явно недооценен. Безусловно, освоены технологии комплексной переработки овощей, плодов и картофеля. Но это направление нужно усилить. Условие диктует рынок. Так, внешний спрос на картофель, отмечают аналитики Института системных исследований в АПК, быстро смещается в сторону переработанного продукта. В цене замороженный картофель фри и бланшированный картофель, сухой продукт, хлопья, крахмал. Глобальный рынок картофелепродуктов до 2032-го будет расти на 5,6 процента ежегодно за счет потребности общепита и пищевой индустрии стран Азии. Налаживание поставок в этот регион — цель достижимая, поскольку новые технологии комплексной переработки позволяют существенно снизить затраты и расширить продуктовую линейку — под вкусы покупателя. Такие технологии в стране есть. Толочинский консервный завод выпускает картофель фри замечательных потребительских свойств. Следует опыт взять на заметку.

— Учитывая колебания конъюнктуры рынка свежего картофеля, понижающее давление на цены в отдельные маркетинговые сезоны, переработка картофеля позволяет производителю маневрировать за счет удлинения производственного цикла и равномерного потребительского спроса в течение всего года, — высказывает экспертное мнение Светлана Кондратенко. — Для Беларуси производство продовольственного картофеля является традиционной отраслью, которая в последние годы подвержена неблагоприятному влиянию рыночной конъюнктуры и становится невыгодной для сельхозпроизводителя. Экспортные поставки не развиваются. Поэтому создание в стране мощностей по комплексной переработке картофеля, в том числе по производству инновационной продукции, позволит увеличить добавленную стоимость отрасли, сохранить и приумножить ее потенциал.


К слову, рациональное использование сырья открывает определенный резерв роста для белорусских производителей и на внутреннем рынке. Возьмем сегмент овощных и фруктовых соков. По данным статистики, 70 процентов продаваемой в белорусских магазинах продукции этой категории — отечественного производства. Среди плодоовощных консервов и соковой продукции для детского питания этот процент еще выше — 82,1. Показатели неплохие. Но резервы есть. Опыт предприятий, самостоятельно заботящихся о сырье, это доказывает. Их продукция с успехом замещает импорт. Наличие современных хранилищ позволяет минимизировать потери и обеспечить длительный период переработки ягод, плодов и овощей. Наиболее дальновидные производители, работающие в высококонкурентных нишах, закладывают собственные сады, организуют заготовку местного сырья, а также его заморозку и приготовление полуфабрикатов. Один из примеров — ОАО «Гамма вкуса», специализирующееся на выпуске плодоовощеконсервной продукции и детского питания. Предприятие выращивает свое сырье — яблоки, красную и черную смородину, клубнику, голубику, кабачки, картофель, морковь, свеклу, укроп и петрушку, причем с уже заданными органолептическими характеристиками и физико-химическими показателями. А благодаря высокой технологичности переработки производитель получает эксклюзивную продукцию в широком ассортименте.

Там, где основное производство рассчитано на более массового покупателя, возможно, оправдан альтернативный подход. Так сказать, кластерный. Технологии выращивания сырья с нужными характеристиками могут передаваться в специализированные хозяйства. Сотрудничество на взаимовыгодных условиях производителей сельскохозяйственной продукции и переработчиков в конечном итоге сокращает издержки и позволяет выпускать продукцию высокого качества.


Словом, опыт по выпуску технологичной и востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции в стране есть. Сегодня важно развить имеющиеся наработки и масштабировать наиболее удачные инициативы. 

t.shchedrenok@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter