Публикация программных меморандумов позволяет рассмотреть, как кандидаты на место президента МОК собираются решать одну из самых спорных проблем, с которой сегодня сталкивается мировой спорт. Речь о женском спорте. После появления двух спорных спортсменок на боксерском ринге парижской Олимпиады гендерное соответствие стало широко обсуждаемой темой на всех уровнях. И сейчас многие федерации изо всех сил пытаются взяться за этот вопрос. А что думают кандидаты?
Президент World Athletics Себастьян Коу, кажется, говорит об этой проблеме громче всех. «Я буду выступать за четкую, научно обоснованную политику, которая защитит женскую категорию. Мы будем тесно сотрудничать с ведущими мировыми медицинскими и образовательными учреждениями для расширения исследований в области женского здоровья, — заявляет англичанин. — Женский спорт находится на критическом этапе. Мы должны действовать деликатно и решительно, чтобы гарантировать, что нынешнее и будущие поколения женщин выберут спорт».
Президент Международного союза велосипедистов Давид Лаппартьен обещает дать женщинам более заметную роль в управлении мировым спортом, однако он не рассматривает женские категории в отдельности, а говорит лишь об инклюзивности. «Что касается трансгендерных спортсменов, то это сложный вопрос, к которому нужно подходить рационально, чтобы найти правильный баланс между необходимостью соблюдать права человека и обязанностью обеспечивать честную конкуренцию, — слова француза. — Мы не можем игнорировать то, что утверждают спортсменки, но наши решения также должны основываться на веских научных данных».
Манифест главы мировых лыж и сноуборда Йохана Элиаша не скрывает его черно-белую позицию по острой теме. Он, в частности, заявил, что МОК должен руководствоваться фактами, а не культурными тенденциями. «Не может быть никаких серых зон. Целостность женского спорта должна быть защищена, несмотря на очевидное давление. Все могут достичь справедливости и ясности, если вернуться к биологическим фактам», — написал Элиаш. По его словам, только те, кто родился женщиной, могут соревноваться в женском спорте. И никаких исключений.
Еще один кандидат — Хуан Антонио Самаранч (младший) — считает, что должны быть четкие руководящие принципы. «У МОК есть фундаментальная обязанность защищать женский спорт, приняв политику сохранения недвусмысленных различий между мужскими и женскими категориями. МОК должен взять на себя лидерство в этом вопросе, установив четкие правила для соревнований», — утверждает сын того самого Самаранча, который возглавлял МОК более 20 лет и при котором тоже возникали разного рода половые скандалы, но никогда не выходили на ринг бить женщин те, кому для мужского образа не хватает только бороды.
Ставшая (ий) в Париже олимпийской чемпионкой по боксу Иман ХЕЛИФ — одна из самых спорных фигур в современном спорте.
МОЛЧАНИЕ КРАСНОРЕЧИВЕЕ СЛОВ?
Куда сложнее позиция трех других кандидатов. Президент Международной федерации гимнастики японец Моринари Ватанабе пока попросту промолчал по важной теме. Иорданский принц Фейсал пообещал устранить гендерный разрыв как на спортивных аренах, так и за их пределами, но не упомянул о жарких дебатах по гендерной проблематике. А единственная женщина, претендующая на место Томаса Баха, олимпийская чемпионка по плаванию из Зимбабве Кирсти Ковентри высказалась так, что совершенно непонятно, что она думает: «Я предана идее равенства всех спортсменов из всех стран, что также означает укрепление женского спорта путем защиты спортсменок и продвижения равных возможностей для женщин на всех уровнях олимпийского движения».
Кирилл КНЯЗЕВ