С недавних пор живущая и работающая в Житковичах 22-летняя Диана Ридецкая застегивает спасательный жилец, выданный сотрудниками МЧС. Своей очереди переправиться на тот берег Припяти пришлось подождать. В начале дня желающих много. Кто-то едет из больницы, а для кого-то усложнился путь до рабочего места. Но замерзнуть девушка не успела. Спасатели развернули на берегу мобильный пункт обогрева — просторную палатку, в которую нагнетается теплый воздух. К берегу Диану на машине подбросил знакомый, раньше бы с удовольствием повез и дальше. Сейчас машинам сюда путь заказан. Краткий инструктаж по технике безопасности — и в катер садятся восемь желающих попасть в другую часть Житковичского района. Диана едет к маме в деревню Сторожевцы, с которой не виделась пару недель.
— У меня отгул, у мамы нет смены на АЗС. Очень хотелось ее увидеть, вот везу печенье, сама пекла!
Катер перевозит людей через Припять круглосуточно
Родительница от путешествия пыталась отговорить, но Диана с ней не согласилась: надежный катер перевозит бесплатно, безопасно и круглосуточно. А на том берегу в машине уже ждет мамин сосед.
Местные власти со своей стороны предпринимают максимум усилий, чтобы упростить передвижение, заверяет заместитель председателя райисполкома Сергей Савич:
— С небольшими корректировками, но в целом в том же режиме, что и раньше, работает общественный транспорт. Из Житковичей идет автобус до Припяти, там людей перевозит МЧС, а с другой стороны реки всех забирает другой автобус, который отвозит до Турова.
Напомним, история с мостом, соединяющим районный центр и город Туров, началась 7 декабря. Тогда на бетонной конструкции, построенной в 1985 году, появилась трещина, а полотно просело по всей ширине проезжей части. Какое-то время пересекать привычным путем реку еще разрешалось пешеходам, а потом мост закрыли полностью.
Очереди формируются цивилизованно, но побыстрей стараются перевезти пассажиров с детьми
Происшествие сверхмасштабное, других мостов в районе нет. Чтобы попасть из Житковичей в Туров по другим дорогам, нужно преодолеть 249 километров через Мозырь или 276 через Пинск. А направление стратегически важное: в Турове расположены молочный и консервный комбинаты, несколько популярных туристических объектов. На помощь в декабре вовремя подоспели Минобороны и МЧС. За несколько дней возле аварийного объекта появилась понтонная переправа, а дорожники организовали временный подъездной путь с щебеночно-гравийным покрытием. Медленно, но верно (со скоростью не более 20 километров в час) по понтону пошли машины. Не все, с максимальной нагрузкой на ось в 10 тонн и общей массой не более 40, но подмога оказалась ощутимой. Часть транспортных функций взяла на себя переправа в соседнем Петриковском районе, расположенная возле деревни Снядин.
Все было хорошо, пока о себе не заявила запоздавшая зимняя погода. На реке пошел активный шугаход, куски льда в воде в ночь на 14 января оказались сильнее креплений понтона. Временную переправу унесло течением. На место ее вернули, но в Минобороны не радуют: восстановлена она будет после установления благоприятных погодных условий — как пройдет шуга. МЧС оперативно оповестило жителей ближайших районов с помощью СМС и взялось за транспортировку людей. Нуждающихся достаточно, привел цифры первый заместитель начальника Гомельского областного управления МЧС Сергей Мелешкин:
— Только за первые сутки работники МЧС перевезли 550 килограммов грузов и более 500 человек, из них 54 ребенка.
Транспортировку спасатели осуществляют на катере: простыми лодками через шугу двигаться опасно. Да и на более надежном плавсредстве приходится быть очень внимательным, постоянно нужно лавировать между льдинами. На том берегу уже приплясывает от нетерпения группа желающих перебраться поближе к Житковичам. Спасатели помогают своим пассажирам аккуратно спуститься по сходням и тут уже усаживают новую партию. Очередь формируется цивилизованно, но негласное преимущество тем, кто с маленькими детьми. Среди отплывающих 52-летний Андрей Денисюк. Цель путешествия он характеризует лаконично:
— По служебной надобности.
Автомобилистов пока порадовать нечем. Сократить путь не позволит и переправа в Петриковском районе. Паром там временно не работает все из-за того же льда. До потепления выход один — в объезд через Мозырь или Пинск. А пока недалеко от аварийного моста, в районе деревни Борки, дорожники делают насыпь по направлению к реке. Новое полотно появится и со стороны Турова. К середине марта наладить сообщение через реку пообещало предприятие «Гомельавтодор». Генеральный директор Игорь Матвецов пока не готов точно сказать, как именно будут переправлять людей:
— Пока рассматривается вопрос о лучшем варианте. Или это мост, сборно-разборная металлическая конструкция. Или большой паром, на котором можно будет за раз переправлять около 20 легковых машин и несколько большегрузов.
Окончательное решение будет принято через несколько дней, но дорожники уверяют: новую переправу сделают максимально быстро.
valchenko@mail.ru
Фото Александра Кицуры