Когда работники увольняются

Переменная составляющая

Пандемия коронавируса чуть не обрушила мировую экономику: многие компании стали сворачивать свою деятельность, последовали массовые сокращения. Конечно, это не касается Беларуси, где не было локдаунов. Но уходят по собственному желанию и у нас. С чем это связано? И от чего зависит кадровая политика на предприятии?

Фото  pexels.com

Избежать профессионального выгорания

Только в России, по статистике за 2020 год, закрылось более миллиона предприятий малого и среднего бизнеса. Казалось бы, при такой ситуации люди должны всеми силами держаться за рабочее место. Однако сотрудники, напротив, стали массово забирать трудовые книжки. Среди называемых причин — усталость от рутины и однообразных обязанностей, нет возможности карьерного роста, желание больше заработать в другом месте. А какова ситуация у нас?

К счастью, в Беларуси благодаря мудрой политике Главы государства предприятия не закрывались, людей не сокращали. При этом и у нас есть сотрудники, которые увольняются по собственному желанию с, казалось бы, хорошей работы. Почему?

35-летняя могилевчанка Марина десять лет работала экономистом на предприятии, зарплата вполне устраивала. Два года назад ей разрешили работать на удаленке. С тех пор иногда ходила в офис, но чаще оставалась дома.

Контракт оканчивался перед новым годом. Она, как обычно, волновалась: продлят — не продлят. И вдруг, узнав, что ее оставляют, поняла: работать здесь больше не хочет ни дня. Стало раздражать буквально все: онлайн-совещания, однообразные обязанности, даже коллеги. Подумалось: неужели все так и будет повторяться изо дня в день до самой пенсии?

Она уволилась, причем в никуда, и две недели решала, чем будет заниматься дальше. Придя к однозначному выводу, что хочет работать на себя, записалась на курсы визажистов, заплатив за обучение 350 рублей. В ближайшее время завершит профессиональное образование и станет самозанятой.

В принципе, ситуация обычная. Бытует мнение, что каждые семь лет человек должен менять вид деятельности, иначе наступает профессиональное выгорание: жизнь не радует, обязанности на работе выполняются на автомате, утром даже вставать, начинать что-то делать не хочется.

Заведующий психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы психолог высшей категории Ирина Барановская предупреждает, что перемены должны происходить еще ­чаще:

— Не реже, чем раз в пять лет! Правда, это не всегда означает, что нужно обязательно менять коллектив, в котором работаешь. К примеру, вы — водитель, в этом случае иногда достаточно сменить грузовой автомобиль на легковой. Или работаете на маршрутном автобусе, на протяжении длительного времени ездите по одной и той же дороге, видите одни и те же лица, наблюдаете одни и те же конфликты в салоне. Конечно, все это приедается, надоедает. Но часто стоит перейти на другой маршрут — и отношение к работе уже иное, появляется ощущение новизны.

Некоторым, напомнила психолог, бывает некомфортно в коллективе. Не складываются отношения с начальником, который не умеет общаться вежливо, выслушивать иную точку зрения. Или с коллегами. Очень важен здоровый микроклимат в коллективе, но не каждый руководитель уделяет этому должное внимание. Иногда начальник вообще не видит разницы между конкуренцией и нездоровым соперничеством, которое еще и поощряет. Конечно, на такую работу люди вряд ли ходят с удовольствием.

Летуны вчера и сегодня

Сотрудник кадрового агентства Юрий Сорокин рассказал, по каким еще причинам люди начинают искать другую работу.

Многих не устраивает график — практически весь день на работе. А жить когда?! Кто-то хочет получать более высокую зарплату. Некоторым нравится работать с людьми, а на их нынешней должности нет такой возможности. Другие, напротив, устают от чрезмерного общения, большого потока информации, конфликтных ситуаций.

Есть люди — таких немало, — которые считают, что на работе их недостаточно ценят, не продвигают по служебной лестнице. А некоторым просто хочется начать заниматься чем-то более интересным и увлекательным. Неудивительно, что сегодня настолько востребованы всевозможные обучающие курсы, в том числе онлайн.

Кстати, многие меняют рабочее место исключительно по семейным обстоятельствам. К примеру, не было в семье ребенка, и оба супруга работали далеко от дома, тратили много времени на дорогу. Все устраивало. Но вот появляется малыш. И мама после отпуска по уходу за ребенком ищет работу именно в своем районе, чтобы утром успевать отвести чадо в детский сад. А потом чтобы во время обеденного перерыва встретить, покормить ученика младших классов.

То же самое происходит, если у сотрудника начинают болеть пожилые родители, — они требуют внимания, ухода.

Неоднозначное отношение и к работе со сменным графиком. Одним она категорически не подходит: устают, не высыпаются. Другим, напротив, подавай только такую: им очень удобно, если выходной выпадает на будни, — успевают многое сделать по хозяйству, некоторые еще и подрабатывают.

В общем, как заверили меня в кадровом агентстве, какой бы хорошей ни была работа, какие бы условия ни создавались там, а стопроцентной закрепляемости все равно ждать не следует — достигнуть ее просто невозможно. Да и не нужна она, уверены эксперты: перемена рода деятельности в порядке вещей. Это когда-то, во времена СССР, считалось, что человек обязан всю жизнь трудиться в одном месте. Тех, кто решался сменять работу, называли летунами, критиковали на собраниях.

Сегодня же развиваются и трудовая миграция, и самозанятость, и работа в интернете.

При этом, по наблюдениям сотрудников кадровых агентств, подавляющее большинство людей находят именно то, что ищут. Конечно, если это не патологические лентяи, стремящиеся работать поменьше, а получать побольше. Или не те, кто попросту потерялся в жизни и сам не знает, чего хочет.

Удержать старых и привлечь новых

Явление, получившее название «великий исход»  (Great Resigntaion), когда во время пандемии люди начали массово и добровольно увольняться, заставляет работодателей пересматривать стиль управления, а также искать способы удержать сотрудников и привлечь новых. Wall Street Journal опросила по этой теме экспертов. Были высказаны разные мнения: искать менеджеров, благодаря которым люди чувствуют себя частью команды; переходить на вознаграждения, которые назначаются самой командой за достижение общих целей; вкладываться не только в представителей поколения Z и миллениалов, но и в немолодых сотрудников.

Юрий Бубнов, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета пищевых и химических технологий, доктор социологических наук, профессор:

— Есть самые разные работы. Соответственно, и потребности людей отличаются. Для некоторых очень важны условия труда, социальный пакет, жилье, продолжительность отпуска. Другим важно, чтобы их труд высоко ценили, — премии, грамоты, размещение на Доске почета. А для высокостатусных специалистов, которым приходится решать ответственные задачи, а также, например, для художников, писателей, архитекторов наиболее важно ощущение творческой свободы. К примеру, в серьезных компаниях для работников IТ-сферы нет графика: человек сам выбирает, когда, где и сколько ему трудиться. Как правило, такие специалисты работают гораздо больше принятых восьми часов в сутки, но делают это тогда и там, где им удобно. Давно доказано, что ощущение свободы — жизненная природная потребность, такая же, как есть или спать. Но мы ее порой игнорируем, и это, к сожалению, отрицательно сказывается на результатах.

mendeleva@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter