США в своей политике являются прямыми наследниками Британской империи и унаследовали ключевой посыл: мировое господство достигается не только и не столько за счет необъятных колоний, но благодаря контролю ключевых торговых путей, прежде всего морских. Надо признать, что в мировых океанах у Вашингтона относительно немного равнозначных соперников. Однако морской гегемонии был брошен вызов сухопутной логистикой. Это и проект Китая «Один пояс и один путь», и масштабное строительство Россией и некоторыми другими странами магистральных трубопроводов, которые ощутимо снизили значение водных путей сообщения для энергетики. Альтернативные торговые пути, неподконтрольные англосаксонскому миру, — одно из принципиальных противоречий в современном мире. И война в Украине, стимулирование воинственных воззрений в Прибалтике и Польше, стремительный вывод войск из Афганистана, протесты в Иране — борьба за международные пути сообщения, точнее, их разрушение.
Новые пути
Борьба за мировую логистику и товарооборот достигла апогея и переходит в горячую фазу диверсий и откровенного терроризма.До поры до времени Штаты были ключевым бенефициаром глобальной экономики, причем, как ни парадоксально, подавляющее большинство государств это поддерживали. Но сегодня наблюдаем начало перезагрузки глобализма. И автором «обнуления» однозначно являются «мыслители» за Атлантикой.
Да, американцы еще десятилетие назад контролировали международную банковскую и финансовую системы. Но торговые пути стали выходить из-под их контроля. В энергетике все большее значение играет трубопроводный транспорт: самый дешевый и намного более надежный, чем поставки танкерами, которые зависят от множества случайностей, которыми изобилуют морские пути.
Китай совместно с партнерами на Евразийском континенте активно развивает Шелковый путь в новом формате. И объем контейнерных поставок по железной дороге из Китая в Европу в последние годы увеличивался в геометрической прогрессии. Сухопутный путь с Востока на Запад и обратно уверенно и неумолимо стал конкурентом морским перевозкам.Россия активно принялась за освоение северного морского пути, который практически полностью проходит в ее территориальных водах и открывает выход на тихоокеанские просторы, предоставляя доступ к азиатским портам. Этот маршрут короче по сравнению с путем через Балтику, Средиземноморье, Суэцкий канал и воды Индийского океана. Кроме того, минимизированы разные форс-мажоры, они могут случаться в «узких» местах южного маршрута — Гибралтаре (его контролирует Британия), Суэце, Малаккском проливе, который славится резкими всплесками пиратских нападений.
Что ускользает из американских рук
Что касается США, то шесть флотов позволяли Вашингтону вмешиваться в разные истории по всей планете и контролировать морские торговые пути. Но это преимущество начинает ускользать из американских рук.Отсюда и повышенный интерес Вашингтона к судьбе и Украины, и Беларуси. Через нас проходят два транспортных коридора — Запад — Восток, Север — Юг. Сегодня они надежно закупорены.
Майдан и конфликт в Донбассе на время вычеркнули Киев как звено в Шелковом пути. Подогреваемая из-за океана агрессивная политика Литвы и Польши серьезно повредила логистике между Азией и Европой.
Активная рестрикционная политика против Беларуси тоже разрывает транспортные цепочки. А что такое разрыв логистики, ярко продемонстрировала пандемия. И этот метод, судя по всему, взяла на вооружение Америка.
К слову, сегодня львиную долю мировой инфляции дает именно рост логистических издержек.
Потери Польши и Украины навряд ли волновали прагматичных американских стратегов, однако контроль над значительной долей потока энергетических грузов из России в Европу терялся. Видимо, по этой причине и прогремели взрывы в Балтийском море. Если нельзя контролировать, надо разрушить.Были попытки террористических атак и на Турецкий поток. Правда, неудачные. Потом произошла утечка на нефтепроводе «Дружба». В другое время можно было бы подумать — случайность. Все-таки, увы, техногенные аварии периодически случаются. Но причины прорыва трубы так и остались туманны…
Энергетическая подоплека
Протесты в Иране тоже могут иметь под собой энергетическую подоплеку. Летом Москва, Стамбул и Тегеран заключили соглашение в энергетической сфере. На горизонте замаячил мощный триумвират. И внутренние политические проблемы способны как минимум снизить темпы сотрудничества по этому направлению.Взаимоотношения с Саудовской Аравией — отдельная тема. Просьбу нарастить добычу Эр-Рияд проигнорировал, несмотря на личное посещение Байдена. Наоборот, в рамках ОПЕК+ Саудовская Аравия согласилась снизить предложение на мировом рынке. Вашингтон уже заявил, что в отместку он демонтирует свои системы, которые обеспечивали безопасность на Аравийском полуострове. Уйдут из региона американцы или нет, но вполне возможно, что своей риторикой они дали сигнал — будут сквозь пальцы смотреть на угрозы в этом регионе.
А на Ближнем Востоке их хватает. Один полыхающий в гражданской войне Йемен чего стоит. Хуситы уже запускали беспилотник по нефтяной инфраструктуре Саудовской Аравии. Не стоит забывать и о давних противоречиях арабского мира с Ираном, ведь между Саудовской Аравией и Ираном лежит Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив с Мировым океаном.
Через него проходит более 30 процентов мировых нефти и газа. Если закупорить горлышко у этой бутылки, энергетический кризис миру обеспечен.Как и огромные проблемы Эр-Рияду, доходы которого зависят от углеводородов. А мало ли что может случиться в узком проливе. Серьезной аварии одного танкера хватит, чтобы надолго парализовать эту магистраль…
Да, со времен Макиавелли ничего не изменилось. Чтобы властвовать, надо разделять. Увы, пока это у Белого дома получается. С другой стороны, мир большой и новые логистические цепочки, лежащие вне (и напрямую, и косвенно) досягаемости англосаксонского мира, выстроятся. И более надежные, так как не будут нести рисков воздействия внешних игроков.