Регулярные визиты на СТО и минимальное использование быстрой зарядки: продлеваем молодость электрокара

Пену не подавать!

Машины с зелеными номерами уверенно отвоевывают место на улицах. Количество электромобилей в Беларуси вплотную приблизилось к 15 тысячам. А еще два года назад по дорогам страны их колесило не более 3,5 тысячи. Что ж, для этого созданы все условия: развивается сеть ЭЗС, линейка авто расширяется, а цены снижаются. При ввозе авто из-за границы для личного пользования сохраняется нулевая ставка растаможки. Ну и приятный бонус: «электрички» освобождены от уплаты транспортного налога как минимум до конца следующего года. Что надо знать об электромобилях, чтобы они прослужили долго, спросили у профессора кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС, кандидата технических наук Валерия Кобяка.

Мощное пламя

Во всем мире идет бурное развитие электротранспорта, и это не только электромобили, но и электробусы, скутеры, электросамокаты. Нет-нет да и случаются с ними огненные инциденты. Сразу скажем: электромобили горят во много раз реже, чем машины с двигателем внутреннего сгорания. Так, за 10 лет во всем мире произошло не более полутора тысяч возгораний. Что касается Беларуси — семь штук за три года. Речь идет о пожаре на СТО в Колодищах, когда из-за короткого замыкания загорелся один электромобиль, а огонь с него перекинулся еще на шесть. Важно знать: тушат «электрички» совсем не так, как обычные машины, — здесь без помощи специалистов не справиться.

— Электромобили горят медленно, в них нет легковоспламеняющихся жидкостей. Но пламя будет гораздо мощнее, чем в авто с ДВС, — рассказывает Валерий Кобяк. 


— Ни в коем случае нельзя «электрички» гасить пеной. Ведь причина возгорания, как правило, короткое замыкание в силовой батарее. Внутри происходят сложные физико-химические процессы, выделяется много тепла. Заливать водой огонь можно, но при этом следует помнить об обязательном обесточивании (как и любого электроприбора) и заземлении. Для полного охлаждения силовой батареи необходимо более 10 тонн воды или две обычные пожарные цистерны.
— Хотя случаи возгорания электромобилей у нас крайне редки, к ним нужно быть готовыми. Поэтому в УГЗ создана уникальная аудитория, аналогов которой нет на постсоветском пространстве. Курсанты изучают устройство электромобилей и до автоматизма оттачивают действия по их тушению, — отметил Андрей Садовский, официальный представитель вуза.

Смарт-ключ — подальше

Если дым пошел из-под капота обычной машины, это может быть вовсе и не пожар, а кипение антифриза. В случае с «электричкой» все однозначно: если оттуда, где находится батарея, повалил густой белый дым — это точно пожар. Что может предпринять хозяин «электрички»? Срочно покинуть ее и набрать 101 или 112. Помочь спасателям можно лишь тем, что вы отнесете смарт-ключ не менее чем на пять метров: это позволит обездвижить машину.

Курсанты демонстрируют алгоритм действий.

— Первым делом электромобиль фиксируется на месте — мы ведь не знаем, остался он в режиме драйв, нейтралки или паркинга, — комментирует Валерий Кобяк. — Затем его следует обесточить, чтобы не сработали подушки безопасности, системы пассивной защиты, не включилась силовая линия, в которой, на минуточку, 380 вольт. В экипировку спасателей входят специальные ножницы с длинными ручками для резки проводов под напряжением. Если возгорание стало последствием аварии и в салоне остались люди, их высвобождают. Каждый спасатель четко знает свои задачи.


Затем начинаются работы по тушению. Это лучше делать с расстояния не менее 10 метров. Главное — не забыть заземлиться, ведь вода хорошо проводит электрический ток. На паркингах, у ЭЗС имеются свои заземляющие устройства.

Убережем от неприятностей

Силовой батарее для горения кислород не нужен — обычно воспламеняется один модуль, а батарея состоит из сотен таких. Тепловая реакция передается на соседние модули — там тоже может возникнуть короткое замыкание и пожар. Так что 10 тонн воды на один аккумулятор — не столько тушение, сколько охлаждение.


Причины короткого замыкания могут быть разными. В большинстве случаев это производственный брак, а кроме него — перегрев или, наоборот, слишком отрицательная температура, коррозия металла. Так что риск увеличивается с возрастом машины или особенностями ее эксплуатации. Порой водители приобретают «утопленников», в недрах батареи которых уже могли зародиться коррозийные процессы. 
Можно ли минимизировать риск короткого замыкания в «электричке»?

— Следует регулярно посещать станцию техобслуживания, где проверят емкость батареи, — рекомендует Валерий Кобяк. — Кроме того, лучше не использовать без острой необходимости быструю зарядку — постоянное применение высоких токов и напряжений со временем может привести к ускоренному износу батареи. Но не надо паниковать. Согласно исследованиям, «электрички» горят в 11 раз реже машин с двигателем внутреннего сгорания. А еще они бесшумные и очень экономичные.


В ТЕМУ

Оказывается, одни и те же шины изнашиваются на электрокарах в разы быстрее, чем на авто с ДВС. Нагрузка на шины больше: электромобиль тяжелее обычной машины, он резче срывается с места и быстрее набирает скорость. Поэтому на заводе «Белшина» разрабатываются специальные легковые шины с улучшенными характеристиками для электромобилей. В серийное производство их планируют запустить в III квартале 2027 года.

С чувством, с током

В Беларуси зарегистрировано более 15 000 электромобилей


Каждый шестой продаваемый в Беларуси автомобиль — электрический или гибридный. Больше становится и электрозаправок: сейчас их примерно 700. Кстати, с начала года в мире было продано около 7 миллионов электромобилей. Это на 20 процентов больше, чем за аналогичный период 2023‑го. 65 процентов таких машин — электромобили на аккумуляторе, а остальные 35 процентов — подзаряжаемые гибридные авто.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter