Педиатр рассказала, как правильно оценить речевое развитие ребенка в зависимости от возраста

Часто родители спокойно относятся к тому, что их маленький ребенок не говорит. Они объясняют это индивидуальными особенностями или наследственным фактором. Однако современная педиатрия и логопедия считают, что речь ребенка отражает уровень развития его психоэмоциональной сферы, поэтому ее задержка может быть тревожным симптомом. О том, как правильно оценить детское речевое развитие и чем обусловлено его нарушение, рассказала российский врач-педиатр Рузанна Аванесян.

Фото: freepik

Нарушение развития речи у ребенка может быть обусловлено, во-первых, повреждением центральной нервной системы еще в утробе матери, в родах или в результате генетических заболеваний. Во-вторых, это может быть симптомом заболеваний психоэмоциональной сферы, таких как, например, аутизм. В-третьих, задержка речи может быть связана с такой серьезной проблемой, как нарушение слуха. Ну и, в-четвертых, у здорового ребенка задержка речевого развития может отражать недостаточную речевую стимуляцию при воспитании, рассказала врач:

Кроме того, речь сама по себе является важным стимулятором развития высшей нервной деятельности. Таким образом, если ребенок не говорит, то замедляется и развитие других функций нервной системы. Это подобно тому, как если бы ребенок вовремя не начал ходить и у него в недостаточной степени формировались скелет и мышечная система.

Для того чтобы правильно оценить речевое развитие, нужно знать его основные периоды и этапы, пояснила педиатр:

В три месяца здоровый ребенок хорошо гулит, то есть появляются гласные звуки. В шесть к ним присоединяется лепет, согласные. После восьми-девяти месяцев ребенок легко произносит повторяемые слоги, такие как «та-та», «да-да», «ма-ма», но делает это неосознанно, а после десяти уже осмысленно. В год активный словарный запас малыша состоит из одного-двух слов. При этом он хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые просьбы, такие как «дай», «возьми», «подойди сюда», «принеси». В 1,5 года в активе у ребенка есть от шести до десяти слов, но с этого момента начинается лавинообразное развитие речи, когда ребенок в день может осваивать до девяти новых. Логопеды считают, что к двум годам должна сформироваться элементарная фразовая речь, когда ребенок может составить фразу из двух слов. Как правило, это существительное в сочетании с глаголом.

В 2,5 года ребенок должен строить фразы из трех-четырех слов и правильно употреблять местоимения. С двух до трех лет малыш учится рассказывать истории, может последовательно произнести несколько предложений, осваивает простые грамматические конструкции: например, различает единственное и множественное число, задает вопросы, которые начинаются со слов «где» и «что», отметила врач. К трем годам речь ребенка должна быть понятной для постороннего взрослого на 75—80 %. С трех до четырех лет в активе ребенка должно быть больше тысячи слов. Малыши хорошо осваивают грамматику родного языка, падежи, порядок слов в предложении.

Рузанна Аванесян подчеркнула, что если вы заметили несоответствие развития речи вашего малыша данным ориентирам, обязательно покажите ребенка педиатру, неврологу или логопеду, а также обратитесь к оториноларингологу для оценки слуха, если это не было сделано раньше. Даже если не будет выявлена никакая патология, логопед подскажет вам, как лучше стимулировать развитие речи ребенка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter