Часто родители спокойно относятся к тому, что их маленький ребенок не говорит. Они объясняют это индивидуальными особенностями или наследственным фактором. Однако современная педиатрия и логопедия считают, что речь ребенка отражает уровень развития его психоэмоциональной сферы, поэтому ее задержка может быть тревожным симптомом. О том, как правильно оценить детское речевое развитие и чем обусловлено его нарушение, рассказала российский врач-педиатр Рузанна Аванесян.
Фото: freepik
Нарушение развития речи у ребенка может быть обусловлено, во-первых, повреждением центральной нервной системы еще в утробе матери, в родах или в результате генетических заболеваний. Во-вторых, это может быть симптомом заболеваний психоэмоциональной сферы, таких как, например, аутизм. В-третьих, задержка речи может быть связана с такой серьезной проблемой, как нарушение слуха. Ну и, в-четвертых, у здорового ребенка задержка речевого развития может отражать недостаточную речевую стимуляцию при воспитании, рассказала врач:
— Кроме того, речь сама по себе является важным стимулятором развития высшей нервной деятельности. Таким образом, если ребенок не говорит, то замедляется и развитие других функций нервной системы. Это подобно тому, как если бы ребенок вовремя не начал ходить и у него в недостаточной степени формировались скелет и мышечная система.
Для того чтобы правильно оценить речевое развитие, нужно знать его основные периоды и этапы, пояснила педиатр:
— В три месяца здоровый ребенок хорошо гулит, то есть появляются гласные звуки. В шесть к ним присоединяется лепет, согласные. После восьми-девяти месяцев ребенок легко произносит повторяемые слоги, такие как «та-та», «да-да», «ма-ма», но делает это неосознанно, а после десяти уже осмысленно. В год активный словарный запас малыша состоит из одного-двух слов. При этом он хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые просьбы, такие как «дай», «возьми», «подойди сюда», «принеси». В 1,5 года в активе у ребенка есть от шести до десяти слов, но с этого момента начинается лавинообразное развитие речи, когда ребенок в день может осваивать до девяти новых. Логопеды считают, что к двум годам должна сформироваться элементарная фразовая речь, когда ребенок может составить фразу из двух слов. Как правило, это существительное в сочетании с глаголом.
В 2,5 года ребенок должен строить фразы из трех-четырех слов и правильно употреблять местоимения. С двух до трех лет малыш учится рассказывать истории, может последовательно произнести несколько предложений, осваивает простые грамматические конструкции: например, различает единственное и множественное число, задает вопросы, которые начинаются со слов «где» и «что», отметила врач. К трем годам речь ребенка должна быть понятной для постороннего взрослого на 75—80 %. С трех до четырех лет в активе ребенка должно быть больше тысячи слов. Малыши хорошо осваивают грамматику родного языка, падежи, порядок слов в предложении.
Рузанна Аванесян подчеркнула, что если вы заметили несоответствие развития речи вашего малыша данным ориентирам, обязательно покажите ребенка педиатру, неврологу или логопеду, а также обратитесь к оториноларингологу для оценки слуха, если это не было сделано раньше. Даже если не будет выявлена никакая патология, логопед подскажет вам, как лучше стимулировать развитие речи ребенка.