На гербе района — образ Спасителя, меч и фрагмент башни замка в Сураже, укрепления, существовавшего еще в XVI веке. Такие же основательные и люди в здешних местах — что называется, от земли. Встречают гостеприимно, о родном крае говорят с искренней теплотой, историю и традиции берегут. Музей-усадьба художника Репина в Здравнево, возможность пройтись по следам самого высокого человека в мире — гиганта с придвинскими корнями Федора Махнова, знакомство с персонажами белорусской мифологии в Зароново…
Все это — Витебский район.
Добро пожаловать!Во имя памяти
Агрогородок Вымно Витебского района знают не только в Беларуси благодаря местной базовой школе — не первый год здесь ведут историко-краеведческую работу, возвращая из небытия имена солдат и офицеров, захороненных на территории сельсовета. У истоков стоит учитель информатики, лауреат почетного звания «Человек года Витебщины», энтузиаст Вячеслав Морозов:— У нас 14 воинских захоронений. Плюс еще одна могила неизвестного солдата. Уточнено уже свыше восьми тысяч имен! Из них около 2800 прежде не значились в автоматизированном банке данных «Книга Памяти» Республики Беларусь.Изучать списки на сайтах «ОБД «Мемориал», «Подвиг народа», сверять данные с архивом сельисполкома и табличками на воинских захоронениях — это дело кропотливое, небыстрое, но очень нужное. Для Вячеслава Морозова оно началось больше десяти лет назад. Когда стали доступны рассекреченные военные архивы, он начал искать информацию о своем прадеде Федосе Лазукове и прадеде жены Николае Войтешко. Данные о последнем были скупыми, говорит Вячеслав Николаевич:
— Удалось выяснить, что его направили под Мурманск. О моем родственнике, пропавшем без вести в 1941‑м, не было известно и этого. Не теряю надежды, что мои поиски однажды увенчаются успехом.
Учитель Вячеслав Морозов с учащимися в школьном историко-краеведческом музее.
Морозов не нашел ниточку, которая привела бы его к родному человеку. Зато осознал другое — возможность помочь тысячам семей, чьи близкие обрели последний приют в Вымнянском сельсовете.О судьбе своих фронтовиков многие родственники узнали через интернет-проект «Ценою жизни». Фактически это локальный сайт-архив с данными об освободителях. Автор идеи тоже Вячеслав Морозов.
Одним из первых, найдя ценные сведения на сайте Морозова, в школьный музей и на могилу брата своего деда приехал Сергей Потапов из российского Иваново. Интересно, что сейчас он сам член поискового отряда. И таких случаев немало. Каждый из них трогает, признается Вячеслав Николаевич:
— Как остаться равнодушным, видя слезы пожилой женщины, спустя много лет наконец поклонившейся могиле брата? Приезжают и родственники именитых героев. Например, народного татарского поэта Мансура Гаязова, погибшего здесь в конце 1943‑го.
Помогает сельский учитель и увековечить имена погибших на мемориальных плитах, к делу подключает семьи воинов-освободителей. Вячеслав Николаевич мечтает поучаствовать в настоящих поисковых работах, а в ближайших планах — издать «Книгу Памяти Вымнянского сельского Совета» о земляках — участниках Великой Отечественной.
Изумруд лесной династии
Рыжие волосы, зеленые глаза — помощник лесничего Рубовского лесничества Витебского лесхоза Елена Голубева просто красавица! И специалист отличный. В подтверждение этому не только заслуженные награды, в том числе недавняя грамота от Министерства лесного хозяйства, но и гектары молодого леса под ее пристальным присмотром и заботой.В прошлом году посажено 14 гектаров, в этом — 18, а на 2023‑й планируется около 15 гектаров, уточняет Елена:
— Делаем все, чтобы наш район был еще зеленее и краше. Конечно, сберегаем и то, что имеем. Территория лесничества немалая — раскинулась на 10 тысяч гектаров.
Героиня смеется, что знает здесь чуть ли не каждое деревце, ведь в любую пору года с утра и дотемна в лесу. Вместо каблуков — резиновые сапоги, а в руках — специальный электронный планшет. Умный гаджет успешно заменяет рулетку с буссолью. В лесной теме Елена 20 лет. В 18 пришла в Витебский лесхоз сперва завхозом, позже стала бухгалтером, мастером леса, помощником лесничего. Заочно получила два высших образования. По первому она биолог, специалист по охране природы, по второму — экономист. В том, что выберет лесное хозяйство, ни на минуту не сомневалась:
— У меня «зеленая» кровь. Дедушка 42 года отдал Меженскому лесничеству. Родители, брат трудились в Витебском лесхозе. Муж там же главный инженер. Наш 12‑летний сын Егор тоже уже смотрит в сторону леса. Вот такая лесная династия складывается.Родную природу, бескрайние изумрудные просторы Елена Голубева полюбила с детства. С улыбкой вспоминает, как совсем малышкой на пару с дедом собирала клюкву на болоте, запоминала лекарственные травы, радовалась, наполняя лукошко крепышами боровиками… С тех пор мало что изменилось, делится помощник лесничего:
— Разве что супруг добавил «в копилку» умение читать следы зверья. Бывают и личные встречи с лесными обитателями. Этим летом помахала из машины рукой косолапому мишке, который лакомился щавелем в сосняке. Видела косуль, зайцев, а вот рысь — самого острожного хищника — пока не встречала, только отпечатки ее лап.
Свободное время, отпуск Елена Голубева тоже любит проводить на природе, подальше от города. Тем более что одно из любимых хобби — цветоводство. В доме радуют глаз пеларгония, драцена, орхидеи, клумбы на даче украшают клематисы, георгины, хризантемы. А кусты плетущихся розовых, белых и алых роз для хозяйки особенные — подарок мужа на рождение сына.
Лечат сердцем
В этом году санаторию «Летцы» — 85. Среди персонала есть запоминающаяся пара — Владимир Евгеньевич и Тамара Федоровна Руммо. Супруги вместе почти полвека, а родному лечебно-профилактическому учреждению отдали 46 лет. Он — высококвалифицированный врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, она — врач-терапевт.— Начинали карьеру с «Летцев», ими и закончим, — смеется Тамара Федоровна. — Мы — патриоты профессии и своего санатория. Даже живем рядом, на улице Санаторной.
Тамара Руммо продолжила династию. Ее мама была операционной медсестрой, ветераном Великой Отечественной. С военным поездом доехала фронтовыми дорогами до Будапешта, Праги… После Победы работала в Витебской областной больнице. У мамы было немало орденов и медалей, гордится Тамара Федоровна:
— Глядя на нее, я понимала: медицина — это призвание!
Владимир Евгеньевич честно признается: в вуз его привели счастливый случай и любовь к естественным наукам. С будущей женой учился на одном курсе:
— Вместе приехали по распределению. Сперва я был врачом-терапевтом, а в 1979‑м в «Летцах» открыли второе в Беларуси отделение восстановительного лечения для больных, перенесших инфаркт миокарда. Спустя время мне предложили его возглавить.
Владимир Евгеньевич работал и заместителем главврача по медицинской части, а с 2020‑го он санаторный врач-кардиолог. Опытом и знаниями делится со старшекурсниками ВГМУ:
— Студенты — особенный, умный и не дающий «забронзоветь» народ. Иногда спрашивают: без каких качеств врачу-кардиологу не обойтись? Мой ответ: сердце можно лечить только сердцем. Нужен внимательный, неравнодушный, сердечный подход!У Руммо двое детей. Сын Сергей и дочка Вера выбрали свою дорогу. Внук Юра — талантливый спортсмен, учится в хоккейной школе ЦСКА в Москве. Вся надежда на внучек, улыбается дедушка:
— Маша и Эвелина — барышни творческие, но вдруг однажды в них проснутся семейные медицинские гены?
За годы работы Владимир Руммо вместе с коллегами буквально заново заставил биться сердца многих пациентов. Хотите, чтобы ваш мотор дольше оставался здоровым? Тогда полезный совет от доктора Руммо: давайте сердцу умеренные нагрузки, больше двигайтесь. За день наш герой проходит 20 тысяч шагов, а еще пьет местную минеральную воду «Летчанскую». Именно она, содержащая почти все элементы таблицы Менделеева, когда-то стала истоком санатория.
Дарят детям крылья
У каждого на земле своя миссия. 15 лет назад Зинаида и Михаил Шелобановы из Замосточья выбрали для себя быть родителями-воспитателями. Их детский дом семейного типа стал родным для 25 воспитанников. Сейчас подрастают еще пятеро: 15‑летний Олег, 14‑летняя Вика, ее ровесник Иван, 13‑летняя Маша и Женя, что на год ее младше.— Они все — мои дети, — тепло говорит Зинаида Николаевна. — Никого не делю на своих и чужих. Три родные дочки давно взрослые. Старшая Мария работает дефектологом в Гродно, Таня — учитель физкультуры, а Даша — учитель начальных классов в Витебске.
Всего в этой большой дружной семье 12 педагогов! Но поводов для гордости у Шелобановых и без того хватает. Главный — в том, что их воспитанники с каждым днем учатся заново доверять, помогать, любить… Диплом педагога-психолога пригодился, признается мама Зинаида:
— Супруг, он трудится в местном хозяйстве «Липовцы», тоже всегда готов подставить плечо. Мужское воспитание особенно важно мальчишкам. Ну а девочки вьют из нашего папы веревки (улыбается).
Михаил Михайлович ведет нас к семейной «стене славы»:
— Здесь фото всех наших воспитанников. Смотришь — и сердце радуется.
В День матери, а теперь и в День отца, на дни рождения, праздники родители-воспитатели не выпускают телефон из рук — кажется, на проводе вся Беларусь! Лучшая многодетная, замещающая, приемная семья, победители областного конкурса семейных творческих проектов… Всевозможных дипломов и грамот у Шелобановых не сосчитать. Но сильнее всего греют душу детские успехи.Зинаида Николаевна перечисляет:
— Наташа Овчинникова с отличием окончила педколледж, университет, сейчас преподает в Орше. У Максима Астапковича за плечами два вуза, он айтишник и чемпион Беларуси по летнему многоборью. Оля Азарченко учится в университете физической культуры, Настя Антоновская — в Могилевском институте МВД… Называть имена можно долго, ведь каждый наш воспитанник — со своими характером, талантами, изюминкой. Помочь их раскрыть — наша родительская задача.
Взрослые и дети всегда вместе — и на хозяйстве, и на отдыхе. Устраивают посиделки у костра, любят ходить за грибами и ягодами...
— Вот такую щуку поймал в прошлом году, — разводит руками Иван. — Рыбачить папа научил!
Вика скромно признается, что нравится готовить:
— Салаты, сырники, оладьи, пирожки, конечно, драники — все секреты кухни у мамы перенимаю.
На месте ребята не сидят: ездят в лагеря отдыха (только в «Зубренке» были трижды), турпоездки и даже на соревнования по киберспорту. Год назад привезли из Минска выигранные призы — мобильные телефоны.
Любовь к грамоте и бересте
Настроение в Куринской сельской библиотеке создает хозяйка Мария Карнович. По диплому преподаватель белорусского языка и литературы, она пришла в библиотеку из местной школы. Сменила на «книжном» посту маму Ольгу Владимировну.С детства была книжной девочкой, делится Мария:
— Во втором классе прочитала «Незнайку в Солнечном городе» — и понеслось. С тех пор мой девиз «Ни дня без страницы». Любимые классики — Короткевич, Булгаков, Ремарк, из современных — Устинова, Михалкова, Лукьяненко…
Фонд сельской библиотеки солидный — под 10 тысяч экземпляров. Есть раритеты, к примеру собрание Коласа, изданное в 1956‑м, и модные новинки. На абонементе у Марии Александровны 320 человек:
— Это читатели из самого Курино и соседних деревень. Радует, что к нам приходят не только взрослые, но и школьники. Для них — особая программа с занимательными играми. На ура ребята встретили активный квест «Моя деревня» по истории нашего населенного пункта.
В 2016‑м библиотека стала победителем республиканского конкурса за исследовательскую деятельность в изучении родной деревни. При учреждении действует уникальное для Витебского района любительское объединение «Отрада». Его душа и основатель — Ольга Рыбакова, мама Марии Карнович. «Отрадовцы» известны своими оригинальными поделками из соломы, лозы и, конечно, бересты. Правильно обработать последнюю — непростая задача.
— Мама освоила все тонкости ремесла сама, — говорит Мария Карнович. — И меня научила. Например, кто бы подумал, что бересту нужно буквально умаслить, пропитать хоть растительным, хоть моторным маслом. После этого — под гнет, а дальше — на что фантазия горазда.
По библиотечному этнографическому уголку ясно, что с выдумкой у участников «Отрады» все в порядке: всевозможные берестяные туески, шкатулки, даже головные уборы. Мария Карнович демонстрирует свою работу:
— Лапоточки-обереги — на счастье. А вот это уже серьезная заявка — симпатичный и практичный пестерь. Помните, в сказке медведь в нем унес Машу в лес? Проще говоря, ранец из бересты. Моя мама сплела его в память о своем отце, моем дедушке-сибиряке.
naumova@sb.by