Александр Гутор громко заявил о себе в 2011-м, когда в возрасте 22 лет был признан лучшим футболистом Беларуси. В столь молодом возрасте никто прежде такой чести не удостаивался, тем более что Гутор – вратарь, а болельщики всегда больше любили и ценили тех, кто играет в поле. Дальше у него была успешная карьера: бронза чемпионата Европы в составе молодежной сборной, участие в Олимпиаде-2012, матчи за БАТЭ в Лиге чемпионов, выступление за национальную команду, минское и брестское «Динамо», солигорский «Шахтер»… В последнее время, однако, о Гуторе больше стали говорить не в разрезе футбола, а в политическом контексте: беглые экстремисты от спорта считали его чуть ли не своим товарищем, намекая между строк, что голкипер держит в кармане большую фигу и очень симпатизирует тем, кто в 2020-м пытался устроить в Беларуси государственный переворот. Александр Гутор собрал в Доме футбола специальную пресс-конференцию, что расставить точки над «i» и ответить на все вопросы.
Фото abff.by
– Совсем недавно пресс-конференцию собирал другой футболист – Стас Драгун – и тоже высказал похожие мысли.
– Мое решение никак не связано с заявлениями Стаса, хотя, конечно, я ознакомился с ними. Полностью согласен с его мыслями. В 2020 году нас, спортсменов и футболистов, просто хотели использовать в своих интересах. Я тоже поучаствовал в записи видео «против насилия», но цель преследовал лишь одну – чтобы возникший конфликт поскорее завершился. Никого ни к каким радикальным действия не призывал. К сожалению, другая сторона перевернула все в выгодную для себя сторону и придала этим словам другой смысл. Потом от нас хотели большего, но я заявил, что ни в чем участвовать не буду и никакие списки подписывать не собираюсь. Я футболист и должен заниматься своим делом.
– То видео, к слову, как-то повлияло на вашу карьеру? А то пятая колонна кричит из-за бугра, что вас за те слова тут очень сильно угнетают и прессуют.
– Это не так: я и дальше продолжил играть в солигорском «Шахтере», призывался в ряды национальной сборной.
– После заявлений, которые сделал Драгун, на него обрушилась волна хейта от тех, кто до этого считал его чуть ли не символом борьбы за «перамены». Когда Стас попросил не домысливать за него и не приписывать ему тех убеждений, которых он не придерживается, когда открыто сказал, что у него есть своя голова на плечах и свой выбор он сделал, тут же для пятой колонны он стал врагом и предателем. Не опасаетесь, что и вас запишут в трусы и приспособленцы?
– Я умею абстрагироваться от подобного рода нападок – это годами выработанная привычка, когда после не самых удачных матчей приходилось слышать от болельщиков разное. У меня свое мнение, и оно может не совпадать с мнением других.
– В какой степени на ваше мировоззрение в 2020-м повлияли деструктивные Telegram-каналы, целью которых было создать эффект толпы, и люди, с которыми пришлось вместе играть? Василий Хомутовский, например, одно время работал с вами как тренер голкиперов, а после занял вполне конкретную антигосударственную позицию.
– Ни на один деструктивный канал я подписан не был, не читал их и даже не просматривал. Поэтому ничего на сей счет сказать не могу. Я не участвовал ни в митингах, ни в каких-то других протестах. Просто записал одно обращение с призывом ко всем остановиться. То же самое могу сказать о партнерах по команде и тренерах.
– Настоящий патриот должен работать на благо страны, стремиться к ее развитию. Патриоты сейчас находятся в своей стране, а не за ее пределами. Для каждого футболиста большая честь выступать за национальную сборную, играть под своим флагом и слушать гимн. И это не пустые слова. То, что пытаются делать и к чему призывают отдельные люди из-за пределов страны, несет исключительно разрушительный характер и в моей голове это не укладывается.
– Глядя на то, как сегодня развивается страна, наблюдая за процессами, которые происходят в мире и вокруг Беларуси, какие мысли приходят вам в голову? Экстремисты кричат из-за границы, что у нас все плохо и страна чуть ли не на последнем издыхании: нет свободы, сплошной концлагерь, все и всем недовольны, но тщательно это скрывают, есть нечего и скоро мы все умрем. Как гражданин Беларуси, который живет здесь и видит все своими глазами, что можете ответить?
– Я всегда гордился тем, что я белорус. Мне нравится жить в нашей стране, в Минске. Я три месяца был в Казахстане, и мне есть с чем сравнивать. Скажу честно: очень сильно хотелось домой. Государство много делает в том числе и для развития спорта, футбола, построено много полей, в каждом областном центре есть крытый манеж. А мне в детстве приходилось тренироваться в Минске на асфальте, чтоб вы понимали.
– Беларусь для вас – это?..
– Родина. Я люблю каждую частичку этой земли, каждую улочку в этом городе. Возвращаясь сюда, всегда наполняюсь энергией. Беларусь для меня – это семья. И это футбол, конечно. В детстве, когда подавал на стадионе «Динамо» мячи игрокам сборной Беларуси, для меня была главная цель и мечта, когда вырасту, тоже выйти на этот газон, услышать гимн страны и сыграть под государственным флагом.
Фото abff.by
– Считаю, что сотрудничество должно быть продолжено. А если создать единую футбольную лигу Беларуси и России, что-то на примере КХЛ, то, уверен, это было бы интересно всем: и футболистам, и болельщикам. Матчи против «Спартака», «Зенита», «Локомотива» были бы действительно классными, они позволили бы нам существенно повысить свой уровень.
– И последний вопрос. Станислав Драгун и Александр Гутор едва ли не самые авторитетные игроки в белорусском футболе последних лет. Ваше влияние на коллег по ремеслу, на болельщиков, на талантливое подрастающее поколение очень велико. Почему же вы столько времени молчали и не высказывали свою гражданскую позицию? Почему не показали пример другим, тем, кто на вас равняется и вам верит?
– Наверное, нужно было время, чтобы прийти к этому моменту. Надеюсь, что мы со Станиславом Драгуном действительно станем примером для наших футболистов по многим параметрам. В том числе и в этом – не нужно боятся высказывать свое мнение.