- Сердце мое, как патриарха радуется, что церковная жизнь на этих замечательных просторах не стоит на месте. Когда что-то не стоит на месте, мы употребляем слово движение. Это слово имеет общий корень с другим словом, хорошо известным каждому церковному человеку, - подвижник. Мы говорим подвижник благочестия. Почему же мы, называя людей, которые отличаются благочестием, используем слово, в котором есть этот же корень, что и в слове движение? Потому что подвижник подвигает себя к более высокому уровню духовной жизни. И движение - есть необходимое измерение духовной жизни человека.
Патриарх заметил, что когда нет движения, происходит застой. А застой - это движение вспять.
- Это хорошо известно по истории в том числе и нашего отечества, когда движение вперед сопровождалось потом застоем, отходом на иные позиции, которые иногда приводили к большим трудностям политической, экономической жизни людей. Вспоминая подвижников благочестия, мы свидетельствуем о том, что вся их жизнь была движением вперед и вверх. Вперед - по горизонтали, это означает материальное, интеллектуальное и получите развитие. А по вертикали - это движение навстречу Богу. Важно, чтобы наш вектор жизни развития включал в себя два измерения: движение вперед и вверх.
Но это, подчеркнул Патриарх, непростой путь.
- Каждый знает: чтобы достигать каких-то вершин в учебе, профессиональной деятельности, нужно непременно напрягать силы. Если говорить о движении в вершину, то требуется напряжение сил и общества и государства. Что касается церкви, она ведь тоже идет вверх и вперед. А если нет, то это значит, что она стоит на месте и превращается в неплодную смоковницу. Нет никаких оснований останавливаться в развитии или тем более топтаться на месте. Каждая эпоха обращает к церкви свои вопрошания, нечто, что требует от церкви ответ. Так вот наш ответ на современные проблемы общества, государства, личности должен быть таким, чтобы в результате и личность, и общество и даже государство устремлялись вперед и вверх.
А почему нельзя только вперед, задался вопросом Патриарх? И ответил:
- Люди обогащаются новым знанием, живут более комфортно. Почему же нельзя это связать с движением вверх? Потому что показателям этого есть состояние человека, его души, нравственной природы. Мы знаем, что человек может превратиться в зверя. И здесь, на этой героической белорусской земле хранится память о том, как люди превращались в зверей. И примеров тому множество. Это происходит всякий раз, когда движение человека, общества, государства не идут по направлению вперед и вверх. А для того, чтобы оно шло вверх, и церковь несет за это ответственность. Это наше слово, наш образ жизни, участие в делах людей и народа. Если мы как пастыри способны пригласить и увлечь людей, тогда церковь становится плодоносящей и добродеющей.
Патриарх признался, что эти мысли пришли к нему во время богослужения.
- Я сегодня имел возможность поклониться памяти героя, принести цветы известному монументу Победы. И, стоя у памятника, задался вопросом: что означает великий подвиг людей, которые жизнь отдали за Родину? Неужели он не имеет сейчас никакого значения, кроме исторического? Совсем нет. Потому что примеры тех, кто был способен отдать жизнь за отечество, являются сильнейшей иллюстрацией того, что означает подвиг. Без вдохновения, без убеждения не могли люди с легкостью отдавать жизнь ради того, чтобы кто-то после них жил в мире и благополучии. То был действительно в том числе духовный подвиг. Дай Бог, чтобы мы, люди живущие в мирное благополучное время, помнили, что без движения вверх и вперёд не будем благоуспешны ни в этой жизни, ни для Царствия Божия. Да поможет нам всем Господь помнить о том, что в слове "подвижник" тот же корень, который и в слове "движение". У нашего движения конкретная цель - идти к Богу вверх, и вперед, чтобы помогать другим благополучно и спасительно шествовать по жизненному пути.
В память о совместной молитве Патриарх преподнес митрополиту Вениамину крест и две панагии. А для белорусских приходов передал 21 экземпляр напрестольного Евангелия. Владыка Вениамин в ответ поблагодарил его Святейшество за участие в торжествах, посвященных 1030-летию Полоцкой епархии и подарил один из списков Оршанской иконы Божьей Матери - лучший образец белорусской иконописи 17 века:
- Наши предки, приняв святое православие, получили возможность, как говорится по-белорусски, людьми зваться. От язычества они перешли к высокому образу жизни. Изменилась их культура, образ мышления, взаимоотношения. Мы рады, что вы посещаете белорусскую землю и вашу паству. Надеемся, что визит принесет радость и вам, а пастве будет стимулом идти по жизни правильно, искренне, богоугодно. Идти спасительным путем.
«Его напутствие и благословение очень важны»: Патриарх Кирилл возглавил богослужение в Кафедральном соборе
Патриарх Кирилл: призываю благословение Божие на белорусский народ и землю
Патриарх Кирилл прибыл в Беларусь для участия в торжествах, посвященных 1030-летию православия