Электронные базы захоронений, информационные терминалы и удаленная уборка: какие новинки появились на кладбищах перед Радуницей

Память не знает расстояний

Во вторник, 28 апреля, в стране будут отмечать Радуницу — праздник, который белорусы почитают особенно. Впрочем, нынешняя весна и пандемия коронавируса и здесь внесла свои коррективы. Минздрав уже призвал людей отказаться от посещения кладбищ, КУП «Спецкомбинат КБО» обратилось с просьбой избегать массового скопления посетителей, а «Минсктранс» организует дополнительные автобусные маршруты, чтобы люди не толпились в транспорте, соблюдая дистанцию. Так или иначе, кто-то в эти дни приедет прибраться на могилах усопших родных и близких. Какие полезные сервисы им будут доступны и как они могут противостоять распространению COVID-19, расскажет корреспондент «Р».

В системе «Мемориал» есть раздел «Книга памяти». Там, если пожелают родственники, будет размещена краткая информация о жизненном пути умершего, а также фотография захоронения.

«Книга памяти»

Северное кладбище расположено вблизи деревни Якубовичи Минского района. Оно ограниченно действующее — то есть здесь доступны места только для подзахоронения родственников. В 9 утра людей здесь мало: продавцы живых и пластиковых цветов, десяток посетителей и кладбищенская охрана. Мы приехали сюда не случайно: месяц назад у вторых ворот кладбища — напротив крематория — появился новый информационный терминал, в котором собраны все имена захороненных. Эта новинка действительно полезная. Если, к сожалению, вам доводилось прощаться с родственниками, то наверняка знаете: кладбище в день похорон и через несколько недель очень отличается внешне. Четко запомнить, где находится могила родственника, получается не всегда. Ориентиры в виде «вон того дерева» или другого знака редко эффективны при поиске. Чтобы не было проблем с нахождением сектора, участка захоронения, собственно говоря, и была создана такая информационная система.

Мы подходим к терминалу. Внутри него программное обеспечение, которое вобрало в себя более 100 000 имен людей, покоящихся здесь. Вся система называется «Мемориал». Чтобы ею воспользоваться, достаточно нажать кнопку экрана «Начать просмотр». Появляются варианты действий: «Поиск захоронений», «Книга памяти», «Альбом образцов оформления страниц», «Завершить просмотр». Несмотря на то что и фотограф, и я помним, где находятся могилы наших родственников, проверяем систему. Нажимаем «Поиск захоронения». Появляется журнал регистрации. Достаточно ввести фамилию или даже первые ее буквы, чтобы система извлекла из журнала необходимое имя. Можно листать и искать среди разных фамилий, можно подсказать больше информации. Введя фамилии, мы нашли четкое месторасположение тех, кого искали: сектор, номер участка. 

Сергей Тур, заместитель директора по идеологической работе КУП «Специализированный комбинат коммунально-бытового обслуживания», которое отвечает за все минские кладбища, рассказывает, что такой же информационный терминал, который значительно упрощает поиск места захоронения, недавно установили на Чижовском кладбище. До этого терминалы были установлены лишь на Восточном, Военном, Западном и на кладбище в Колодищах. 

— К концу этого года — началу следующего установим такие терминалы на еще двух: Кальварийском и «Михановичи», — говорит Сергей Владимирович. — Мы обслуживаем 23 кладбища, из них восемь крупных. Постепенно закупаем оборудование для терминалов, ПО, но самое важное — собираем информацию. Для каждого кладбища есть компьютерная база данных, в которую вносится информация о захороненных на его территории. Сейчас, когда все связано с информационными технологиями, конечно, имена и данные умерших сразу вносят в базу данных. Но если речь идет о внесении в нее тех, кто умер десятки лет назад и был захоронен на каком-то определенном кладбище, нам необходимо данные из книг учета переносить в компьютерную базу. Не просто переписать, а именно пройти сектора и участки, чтобы проверить, что эта информация верная.

Достаточно ввести фамилию или даже первые буквы, чтобы система достала из журнала необходимое имя и сообщила месторасположение захоронения.

Уборка территории 

Мы проходим на кладбище. Пока идем длинными тропами секторов, мимо проезжают редкие машины. Люди достают из багажников грабли, мешки, чтобы убрать листву и траву. Кто-то привез живые цветы и новые лампадки. По-одному, семьями — гости этого тихого места склоняют колени, сидят на деревянных лавочках и смотрят на надгробия с родными лицами, убирают территорию у могилы. Издалека видны принесенные искусственные цветы на могилках. Яркие и зачастую неестественные оттенки выбиваются в этом пейзаже — пусть такие цветы здесь и не редкость. Кстати, недавно Минприроды обратилось к населению: пластиковые цветы на кладбищах наносят непоправимый вред здоровью и окружающей среде — их стоило бы заменить живыми или же высадить в местах захоронения многолетние растения. Озабоченность министерства легко понять: ежегодно после Радуницы на полигоны твердых коммунальных отходов вывозят около 1 млн пластиковых цветов. Срок их разложения от ста до пятисот лет. Переработке они не подлежат. При их сжигании в окружающую среду выделяются тяжелые металлы и диоксин, негативно влияющие на здоровье людей, особенно детей. Об этом действительно стоит задуматься… 

— Марина, подай мне перчатки, — слышим, как одна сестра говорит другой. Возможно, приехали к могилам родителей. Люди не забывают, приезжают. Это так важно! Возможно, не для мертвых, но для живых точно. И да, хотя бы в Радуницу нужно навестить тех, кого больше нет с нами рядом. Но стоит ли рисковать своим здоровьем сейчас, когда пандемия COVID-19 шагает по планете? 

Администрация КУП «Спецкомбинат КБО» на днях сделала обращение: настоятельно рекомендуют не планировать посещение исключительно на праздничные дни, а сделать это лучше в течение одной или двух недель или отложить на более позднее время. Да, будут организованы дополнительные маршруты пассажирского транспорта к местам погребения, но не стоит всем массово приезжать на кладбища именно 28 апреля. 

— Если есть возможность, то сделайте это раньше или позднее или вовсе повремените, — говорит Сергей Тур. И мы спрашиваем: так какая есть альтернатива, когда нужно прибраться на участке? — Чтобы благоустроить места захоронения, можно обратиться к нам. Наши работники выедут на определенное кладбище и приведут участок в порядок. 

Чтобы удостовериться, что работу сделают ответственно, специалисты КУП «Спецкомбинат КБО» делают снимки до и после и отправляют фотоотчет по электронной почте и через мессенджеры. 

— На конец марта — начало апреля у нас было заключено более сотни договоров на уборку территорий. 80 из них — это постоянные клиенты, которые живут за границей, — поясняет Сергей Владимирович. — Одноразовая уборка одного места стоит 34 рубля. В нее входят освобождение захоронения от мусора, листвы, травы или снега на территории и вокруг участка, прополка, помывка памятника, надмогильного сооружения. В целом сделаем все для того, чтобы вид был ухоженный.

Если есть необходимость, то рабочие могут спилить кроны деревьев, а также удалить деревья или пни. 

— Случается такое, что люди давно не были на месте захоронения. Просто не помнят, где находится могила, не знают, как она выглядит. На нашем сайте можно выбрать услугу «Поиск места захоронения»: мы его найдем и сможем прибрать территорию, прислав подтверждение. Желательно сообщить нам хотя бы фамилию и дату смерти человека, — добавляет Сергей Тур. 

kasel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter