Многие искренне считают, что на самом-то деле антропологи, палеонтологи вообще все подделали. Хотя в той же литературе, художественном искусстве подделок гораздо больше. При этом в археологии это, к сожалению, не то чтобы норма, но широко распространенное явление. Об этом рассказал российский палеоантрополог, кандидат биологических наук, доцент Станислав Дробышевский.
Скриншот RTVI Развлечения
Специалист привел пример проверки материалов коллекций по Центральной и Южной Америке. Оказалось, что в некоторых музеях больше 80 процентов коллекций – это подделки, сделанные в современности, и к древним индейцам никакого отношения не имеющие.
"Но другое дело, что распознать подделку бывает сложно. Например, глиняный горшок. Понять, когда эта глина была запечена, два года назад или 2000 лет назад, очень проблематично. Не то чтобы нереалистично, нет, это можно сделать. Но стоимость анализа может превышать стоимость самого изделия. И когда счет таких штуковин в музеях идет на тысячи, то получаются просто астрономические суммы, чтобы распознать подделки. Естественно, никто и никогда этого делать не станет", – отметил Станислав Дробышевский.
Почему же тогда так получилось, что именно в Южной Америке обнаружили большое количество подделок в музеях?
"В этих странах с экономикой не все так хорошо. Многие местные жители просто хотят получить немного денег, если у них есть такая возможность. Поэтому они лучше разграбят какой-то древний могильник, разобьют барельеф и будут это все долго продавать по частям", – считает ученый.
Также, по словам Станислава Дробышевского, люди зачастую прибегают к созданию различных предметов так называемой древности с нуля. Однако это уже не подделка, а просто мистификация. Одной из самых популярных являются камни ики, которые обнаружились в какой-то таинственной пещере возле города Ика в Перу.
"Местные крестьяне уходили горы, в ущелья и приносили "случайно", естественно, найденные камни с изображениями динозавров. Они говорили, что это древние артефакты, которые отношения к современности не имеют, и затем продавали доверчивым археологам. Конечно, потом специалисты поняли, что это полнейшая бредятина. И в итоге все вышло уже на такой промышленный масштаб: эти камни просто стали продавать туристам, которые приехали в данную местность", – подытожил Станислав Дробышевский.