Православный священник о том, как правильно отметить Рождество Христово

Озаренные светом знания

Православный священник о том, как правильно отметить Рождество Христово


Несмотря на то что Рождество является одним из главных религиозных праздников христиан, который отмечается с давних времен, многие из нас до сих пор продолжают допускать ошибки в его праздновании. Мы ходим в храм, слушаем проповеди батюшки, стремимся жить по правилам Церкви, а приходит время Рождества и Святок — начинаем гадать, колядовать в масках, петь языческие песни и так далее. Как отметить Рождество по всем канонам, не оскверняя великий праздник, рассказывает протоиерей Евгений Свидерский.


О праздничных богослужениях


По возможности нужно стараться посетить все богослужения Рождественского сочельника и самого праздника. С расписанием богослужений (оно есть на сайте Белорусской православной церкви www.church.by) лучше всего ознакомиться заранее, по времени оно может в небольшой мере отличаться в разных приходах. В зависимости от того, на какой день недели приходится праздник Христова Рождества, богослужения сочельника и самого праздника могут отличаться по составу. Возможно, у кого-то отложилось в памяти, что в один год служба утром была несколько иной по составу и по времени, нежели в другой. Неизменно то, что литургии совершаются как в навечерие праздника (сочельник), так и в сам праздник. Поэтому желающим причаститься в эти святые дни необходимо лишь уточнить время начала богослужений.

Есть обычай во многих храмах в день Рождества совершать ночную литургию (как правило, с началом в полночь). Конечно, можно говорить о некоторых преимуществах такой традиции. Вопервых, само время способствует тому, чтобы проникнуться тайной боговоплощения. Вовторых, причастившись ночью, по ее прошествии ты имеешь возможность больше времени провести с семьей за праздничным столом, а затем еще где-нибудь. Однако многие семьи стараются прийти на молитву в храм утром. Ведь тогда детям намного легче будет причаститься и не проспать праздник.

О посте в сочельник


Последний день перед праздником (навечерие Рождества Христова) освящается особо строгим постом. В навечерие церковным уставом благословляется вкушать лишь коливо (или сочиво, отсюда — “сочельник”) и только один раз в день после литургии. Сочиво представляет собой блюдо из вареных зерен пшеницы или риса. Постить или не постить до первой звезды — дело выбора каждого. По уставу Церкви Вифлеемскую звезду символизирует свеча, которая выносится на центр храма после вечерни — следующим богослужением за литургией утром в сочельник. Ранее до первой звезды на небе не постились те, кто не сподобился в навечерие Рождества быть утром в храме. Одно дело, если ты воздерживался весь пост, а другое, если захотел попостить лишь в последний его день (речь не идет о тех, кому пост послабляется). Здесь не может быть общей рекомендации. Пост — наша жертва Богу, которая свидетельствует и о нашей любви к Нему. Потому пусть совесть каждого из нас даст оценку нашей жертвенности и любви к Спасителю.

О праздничном столе


Гастрономическую часть Рождества смакуют многие СМИ. Наверное, хозяйкам это интересно. Но вряд ли тот, кто не расслаблялся с начала поста, будет заботиться о разнообразии блюд на столе по его окончании. Разговляться нужно постепенно и опять же с воздержанием. Можно понять необходимость приготовления 12 блюд, если ты пригласил на праздник по-евангельски нищих и обездоленных. Но приписывать этому статус обязательной православной традиции не следует. А вот декорировать стол сеном — в память о яслях, в которых родился Иисус, — другое дело. Этой традиции верующие стараются придерживаться. В городе одна проблема: где его взять? Поэтому позаботиться о нем нужно заранее, когда бываете на даче или в деревне.

О подарках


Одаривать чем-либо в этот день — значит возвещать любовь к людям, с которой пришел на землю Христос Спаситель. Приходы, братства, сестричества, воскресные школы организовывают благотворительные утренники для детей и взрослых там, где праздник Рождества Христова ощущается не вполне. Этой традиции следуют и в семьях. Для многих детей Рождество становится особым праздником, поскольку оно несет исполнение их желаний. И мы, взрослые, должны постараться, чтобы чудо в Вифлееме нашло продолжение и в наши дни. Подарки могут быть самыми разными, но в них хоть маленьким атрибутом должно быть напоминание смысла самого праздника. Тогда Христово Рождество всегда будет ожидаться с особыми надеждами на исполнение желаний, на то, что рожденный в яслях Богомладенец обязательно изменит нашу жизнь к лучшему.

Об отношении Церкви к гаданиям


Гадание само по себе считается грехом еще с ветхозаветных времен. В книге Левит сказано: “Не ворожите и не гадайте” (Лев. 19:26). Если же говорить о гаданиях на Святки, то иначе как сугубым грехом или дерзким вызовом Богу это не назовешь. Ну а кто первый сделал вызов Богу, думаю, лишний раз напоминать не надо. Само название “Святки” должно настраивать на соответствующий характер поведения человека. Не вижу пользы говорить о церковных канонах, которые предписывают степень наказания за колдовство, гадания и другие подобные богомерзкие занятия. Человек, испытывающий интерес к оккультизму, отнюдь не руководствуется не то чтобы церковными канонами, но и Божьими заповедями, Священным Писанием. Даже нравственными принципами. Здесь более уместно предупредить о последствиях всякого рода колдовства.

Такая профилактическая мера может заставить остановиться перед выбором “грешить — не грешить”, по крайней мере, тех, кто еще не втянулся в темное дело. Во-первых, если у человека есть вера, что гробом его жизнь не закончится, то он должен знать, что колдунам, гадателям, ворожеям места пребывания в мире праведных не будет. Рай и ад начинается на земле. Можно сразу представить комфортность пребывания себя в окружении одних и других.

Во-вторых, слишком любопытных и наивных (считающих подобного рода занятия безобидными) должен остановить горький опыт некоторых адептов оккультных “наук”. С одной стороны, это несчастные люди, с другой — счастливые, потому что Бог дал им вырваться из всех кругов ада. Даже “маленькие забавы” с потусторонним миром не проходят без последствий. Гадающие на судьбу, но ею же побитые, как правило, обращаются к священникам.

И нам более известны печальные, а порой трагические моменты их жизни. Поверьте, вживую их рассказы более убедительны, нежели в книгах, статьях газет и журналов, а также в соцсетях. Но даже один такой рассказ благоразумного человека должен отвратить от необдуманных поступков.

В-третьих, просто рассудите: неужели вам интересно жить по сценарию? Ведь в том и прелесть жизни, чтобы достигать поставленной цели, добиваться реализации своих идей. И чем выше мы ставим себе планку, тем более сладким будет вкус наших побед. Не лишайте себя таких радостей.

О Святках и колядованиях


Само название периода от Рождества Христова до Богоявления говорит о том, что мы должны проводить его свято. Все наши действия и поступки должны прославлять Спасителя мира. Церковь в святочные дни дает пример всем нам. Рождественские утренники, концерты, красочные театральные представления несут радость праздника всем, кто ощущает особый дефицит внимания и любви к себе. Считаю доброй традицией по окончании поста приглашать в гости своих родных и близких, чтобы угостить их своими блюдами, подарить друг другу радость общения, насладиться ощущением праздника.

Церковь не приветствует так называемые народные колядования. Возрождение языческих традиций отнюдь не привносит духовности в сокровищницу нашей национальной культуры, но возвращает нас в тупиковое состояние. Ведь, если мы возвращаем языческий культ, мы отрекаемся от Христа, а значит, и лишаем себя надежды на собственное спасение. Нужно сказать, что, к сожалению, многие лишь абстрактно понимают идею спасения человека. Практически все говорят, что Бог пришел на землю, чтобы спасти человека. А спроси: каким образом? Ответить не могут. Потому наше невежество и позволяет принимать черное за белое.

Словом “колядки” сейчас называют разные по характеру и содержанию песнопения. Нужно отличать те песнопения и обряды, которые славят Христа, от тех, которые являются остатками языческой обрядности и несут отнюдь не безобидный характер. Наши образы, мысли и действия вполне себе могут материализоваться, пусть не явно, но в той степени, чтобы ощущать их не только духовное, но и физическое влияние. Христиане никогда не впускали к себе в дома тех колядовщиков, которые рядились в маски и костюмы животных, а то и откровенно олицетворяли нечистую силу. Таким образом верующие охраняли свое жилище от осквернения. А вот славильщиков, которые прославляли Богомладенца песнопениями в Его честь, принимали с радостью и щедро одаривали. Бог с приходом на Землю привел нас к свету. “Рождество Твое, Христос Бог наш, озарило нас светом знания”, — так поется в песнопении праздника. Зачем же нам погружаться снова во тьму безумия?!

Читайте также: О смысле церковных песнопений, Некоторые исторические факты и легенды о светлом празднике Рождества Христова
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter