Наблюдали за погодой, стараясь угадать, какой она окажется во второй половине года. Так, снежный день в январе мог обернуться дождем, но уже в июле. По «студзеню» судили и о весне: «Як студзень цёплы на лiк, то завiдны сакавiк».
2 января славили Иоанна Кронштадского, молитвами которого совершались чудесные исцеления тысяч людей.
3 января. Близится окончание поста, время сложное и напряженное. Молились о сохранности «хлеба насущного», обходили хозяйственные постройки.
4 января — день Анастасии. Остается немного времени до радостного и светлого праздника Рождества. С его приближением вспоминали, что Дева Мария, ожидая появления Сына, искала для себя пристанище, потому особым вниманием окружали беременных женщин.
5 января. Вновь беспокоились, как бы зло не приблизилось к домам и хозяйству. Пекли обрядовое постное печенье в виде овечек, козочек, коровок, птиц. Его ели сами и давали «свойскай жывёле».
6 января все в ожидании главного, великого события, идет подготовка к празднику. Делают постный стол, и он никак не бедный. По традиции число блюд должно быть от 7 до 12. Тут выручают осенние запасы, «салёная i квашаная гароднiна», грибы и рыба во всех видах…
У нас благодаря толерантности в семьях Рождество часто встречается по двум календарям. Есть возможность не раз погрузиться в атмосферу чудесного праздника.Взошедшая звезда возвещала о рождении Христа, начинаются Рождественские торжества. Верят, что все желаемое сбудется, не скупятся на добрые слова, загадывают о будущем. С этого часа до 14 января идет время святых вечеров.
С утра 7 января на стол выставлялось скоромное, которое ждало своего часа во время поста: «Духмяныя каўбасы, крывянкi i паляндвiцы, блiны i мачанкi».
От дома к дому ходили «калядоўшчыкi», пели «вiншавальныя» песни «Слаўнаму пану, пану Iвану, гаспадынячцы‑журавiначцы, маладым панiчам i паненкам, дробным дзеткам». Среди прочих звучало пожелание самого главного: «Будзь здароў на ўвесь год, як калядны лёд!»
День 8 января называли в народе «Бабiны кашы». Навещали рожениц, для которых готовили особое угощение, кланялись повивальным бабкам.
Елена ДОВНАР‑ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.