В стране три года назад насчитывалось около 130 ателье, где можно было отремонтировать изделия из натурального меха, 70 из которых брались за перешив и только 25 занимались индивидуальным пошивом. Крупные известные бренды, которые зарекомендовали себя не только на внутреннем рынке, но и снискали популярность за рубежом, вовсе можно пересчитать по пальцам. «Р» побывала в семейном меховом ателье дизайнера Елены Чайковой и узнала, как сегодня меняется покупательская аудитория, почему в пошиве используется белорусская пушнина и как на бизнес повлиял коронавирус.
Дизайнер Елена ЧАЙКОВА: «Спасение рынка в осознанном потреблении».
Семейное дело
Маленькое и уютное ателье, расположенное в центре Минска, Елена открыла в 2018 году. Однако ремонтировать и шить одежду из натурального меха начала еще в далеких 1990-х. По образованию инженер сварочного производства, она всегда тяготела к шитью. Вначале шила для себя, дочерей, подруг. Со временем приросла и клиентская база.
— Тогда в стране появились первые шубы из Европы. Перешивая их, меняя подкладку, я решила полностью перейти на работу с мехом. Не заставили себя ждать заказы на индивидуальный пошив шубок из норки, песца, лисы, нутрии, бобров. Дети помогали мне, распарывали шубы, настегивали, ведь к нам буквально стояла очередь. Шили даже для клиентов из Европы, США, Аргентины, — вспоминает Елена.
Спустя несколько лет старшая дочь Валерия вызвалась помогать маме с пошивом и по части маркетинга. Было решено создать собственный бренд. Вообще, семья родом из Могилева. Там их основное ателье — большое помещение с семью мастерами и необходимым профессиональным оборудованием. В ателье в Минске хозяйка приезжает раз в неделю, чтобы провести консультации, проконтролировать работу мастеров.
Индивидуальность в тренде
— Все мы помним, как в советское время наши мамы и бабушки мечтали о шубке, а мужчины считали обязанностью накопить денег, чтобы подарить ее жене. Сейчас все изменилось. Девушки стали независимыми, много зарабатывают. Возраст наших клиенток — от 25 до 40 лет. Их достаток выше среднего. К покупке шубы они приходят сознательно. Вначале приходят за классической темной шубой, а следующим заказом выбирают жилет или короткую шубку с авторским дизайном. Изделия отшиваем исключительно под заказ, экспериментируем с фасонами, цветами, стилем, делаем вставки различным материалом. Обычно в сезон мы отшиваем около десяти шуб в месяц, — рассказывает Елена, проводя небольшую экскурсию по ателье.Елена официально работает с белорусским сырьем. Закупала шкурки в Могилевской области, в Пинске, Бобруйске, Калинковичах. Сейчас работает с частными зверохозяйствами.
— В этом году объем заказов на пошив снизился в несколько раз, — отмечает Елена. — Из-за коронавируса и его экономических последствий люди стали осознаннее подходить к наполнению гардероба. Проще говоря, пересмотрели содержимое шкафов. Поэтому тренд 2020 года — перешив меховых изделий. В ателье и в Минске, и в Могилеве приносят старые дубленки, шубы, чтобы обновить и придать современности. Вместе с клиентом разрабатываем модель. Учитываем модные тренды, особенности фигуры клиента, предпочтения в цвете и добавляем дизайнерские детали.
При этом для нас обязательное условие — предоставить умеренную стоимость, чтобы переделка шубы не была сродни покупке новой. Например, стоимость работы по полному перешиву шубы составляет 600—800 рублей.
Этот год заставил пересмотреть стратегию продвижения бренда. Так, Валерия сделала упор на рекламу в социальных сетях. Сегодня ателье проводит онлайн-консультации, есть опыт дистанционного перешива шуб.
— Мы решили сделать очень уютные и личные социальные сети. Подробно описали подход к работе, авторские детали и обработки изделий, новые идеи в дизайне. Чтобы подчеркнуть, что бизнес семейный, в последний год делаем фото изделий на маме, сестре или на мне, реже на манекене. Даже моя маленькая племянница снимается в детских меховых жилетах, — уточняет Валерия. — В этом году вышли на российскую платформу по покупке и продаже хендмейд-вещей «Ярмарка мастеров». Будем предлагать на ней наши работы. Цель на будущее — изучать другие рынки. Предложений у нас много, однако важно найти определенный сегмент, где мы сможем себя реализовать. Будем участвовать в выставках, неделях моды, искать клиентов в других странах, — ставит планы Валерия.
Конъюнктура рынка
Сейчас центры меховой индустрии — Россия и Китай. В Китае считается обязательным для статуса иметь меховые производства. Кстати, они закупают российскую и белорусскую пушнину.
— В Китае шьют и luxury, и так называемый ширпотреб. К сожалению, в течение последних пяти лет в связи с желанием клиента покупать более дешевые изделия рынок заполонили некачественные китайские шубы. Чтобы в два-три раза увеличить площадь шкурки, их отшивают с микродырами. Также привозят шубы, изготовленные из брака или отходов производства, например хвостов и обрезков. В такой шубе быстро замерзаешь. Неподготовленный потребитель не отличит некачественную шубу, а заплатит так же, как за качественную. А потом расстроится, что шуба совсем плохо носится. Но многие клиенты в первую очередь обращают внимание на цену. И нашим хозяйствам, и брендам сложно конкурировать, значит, сокращается производство меховых изделий, снижаются цены, — рассказывает Елена.
— Считаю, что сегодня спасение рынка в осознанном потреблении, чтобы к меховому производству добавилась дизайнерская мысль и натуральные меховые изделия радовали своих хозяек годами.
malyshchyts@sb.by