Александр Карлюкевич и Владимир Лиходедов. Фото Александра Кулевского
В книге собран богатый иллюстративный материал, сопровождающий и дополняющий большой научно–исторический очерк. Речь идет об оригинальных, по–настоящему уникальных фотографиях и открытках конца XIX — начала XX века, которые еще один известный минский коллекционер и краевед Владимир Богданов с легкой «профессиональной» завистью охарактеризовал как «багаж знаний для исследователей», ведь за каждым фото — своя история, свой факт, конкретный и достоверный. Судя по многочисленным иллюстрациям, на рубеже позапрошлого и прошлого веков Скобелевский лагерь выглядел не просто довольно обжитым, но имел целый комплекс капитальных строений. Здесь действовало даже почтово–телеграфное отделение со своим официальным почтовым штемпелем: «Скобелевский лагерь». В книге военного священника Григория Цитовича «Храмы армии и флота» упоминается также «летний дивизионный храм (деревянный) в память Преображения Господня в Скобелевском лагере войск 30–й пехотной дивизии». И если не спеша рассматривать старинные фотографии, действительно можно увидеть массу интереснейших сюжетов из быта людей, живших более века назад на белорусской земле (кстати, в армейские подразделения здесь призывались в основном местные уроженцы: белорусы, поляки, татары, евреи...). Уникальное собрание фотоматериалов! И не только периода Российской империи. Полигон использовался практически на протяжении всего своего существования — и германскими войсками в Первую мировую, и для нужд польской армии в 20 — 30–е годы прошлого столетия, и после 1939 года красноармейцами, и гитлеровцами в период оккупации Беларуси... У современных белорусских военных это место известно как Обуз–Лесновский полигон. Так что рассказывать есть о чем. Только вот, к большому сожалению, материальных исторических объектов совсем не сохранилось. Оттого огромная работа, проделанная В.Лиходедовым, В.Пефтиевым и Г.Щегловым, приобретает особую ценность. Информация собиралась иногда буквально по крупицам в архивах, библиотеках, из старых газетных публикаций. В конце книги в отдельном списке приводится более 100 источников. Так что получившееся историческое исследование с полным правом может называться научным.
Подготовка к стрельбе.
Артиллерийские мишени.
Вручение наград.
Надо отметить, что книга будет интересна любителям не только военной истории, но и истории архитектуры. Авторы не случайно обратили внимание на особенности многих строений Скобелевского лагеря. Все они выполнены в так называемом новорусском стиле, что придавало такому суровому объекту, как военный лагерь, абсолютно неповторимый колорит и образ некоего сказочного селения. Но даже в таком ярком архитектурном контексте обращала на себя особое внимание деревянная часовня, сооруженная в память о легендарном генерале Михаиле Скобелеве.
Семьи офицеров наблюдают за учениями.
Самокатная команда.
Конный патруль.
Самокатная команда.
Конный патруль.
Командира IV армейского корпуса М.Скобелева ценили и уважали в российских военных кругах, его любили солдаты. Особо прославился генерал от инфантерии в ходе русско–турецкой войны 1877 — 1878 годов. В Минск, где располагался штаб IV корпуса, Скобелева назначили в 1879 году. Однако летом 1882 года в возрасте всего 39 лет Михаил Дмитриевич скончался при довольно загадочных обстоятельствах в Москве. Через месяц Минская городская дума переименовала улицу Батальонную в Скобелевскую (теперь — Красноармейская). А когда начиная с 1892 года 30–я пехотная дивизия, входившая в IV корпус, стала проводить военно–полевые занятия на полигоне за Барановичами, этот летний военный лагерь также получил наименование Скобелевский.
Часовня в память о генерале Скобелеве.
Учения. Командный пункт.
Упражнения в верховой езде.
Учения. Командный пункт.
Упражнения в верховой езде.
Книга В.Лиходедова, В.Пефтиева и Г.Щеглова «Полигон. История Скобелевского военного лагеря» выходит в Издательском доме «Звязда» и поддержана Министерством информации, которое планирует в нынешний, знаковый для страны год 500–летия белорусского книгопечатания познакомить с ней широкую публику во время сентябрьской Московской международной книжной выставки–ярмарки. Кстати, свидетельством тому, что издание обязательно заинтересует широкую читательскую аудиторию, стала и внезапно образовавшаяся уже во время вчерашней презентации дискуссия. Увлеченно листая страницы книги, ее участники тут же стали высказывать свои предположения, догадки, делиться информацией. А заместитель министра информации Александр Карлюкевич отдельно отметил роль нашей газеты — вдохновителя, основателя и главного участника проекта «В поисках утраченного», идеи которого за прошедшие годы вышли далеко за рамки газетных публикаций и нашли свое воплощение в книгах, выставках и даже музейных экспозициях. Поэтому в планах у всех — дальнейшие поиски, а значит, и непременные открытия!