Все мы хорошо знакомы с тетрапаком, в котором продают молочную продукцию, сок, фруктовые и овощные пюре. Каждый год в Беларуси выбрасывается более 20 тысяч тонн такого вида упаковки, состоящего из нескольких слоев бумаги, полиэтилена и алюминия. Процесс его переработки сложный и дорогой. Долгое время в нашей стране не было специальных мощностей, которые справились бы с этой задачей. Однако в 2021-м в Пуховичском районе заработало производство по переработке комбинированной упаковки в промышленных объемах. Корреспонденты «Р» ознакомились с его технологическим процессом.
Анастасия ХАРИТОНЧИК, размольщик 3-го разряда, и Екатерина БАРТОШ, сменный мастер.
Вода и законы физики
Мы приехали на производственную площадку, которая находится в 70 километрах от Минска, в поселке Светлый Бор Пуховичского района.— Принимаем тетрапак из состава отходов производства организаций, которые фасуют свою продукцию в такую упаковку. Как правило, она чище, иногда встречаются не только упаковки россыпью, но и рулоны для заготовки пакетов, которые по каким-то причинам не попали на производство, — начинает экскурсию по первому участку фабрики директор ООО «Тиллит-Бел» — управляющей организации «Белгипс — эко» Дмитрий Лизура. — Кроме того, принимаем тетрапак и от организаций ЖКХ, которые извлекают его из состава коммунальных отходов на линиях сортировки или на мусороперерабатывающих заводах. Поскольку такая упаковка сильно загрязнена остатками продуктов и бытовым мусором, исходное сырье получается худшего качества.
Интересуюсь: чем же отличается тетрапак от обычной картонной коробки?
— Да, на первый взгляд кажется, что эта упаковка сделана из картона. Но на самом деле это сложное изделие, которое имеет от шести до девяти слоев. Тетрапак состоит на 75 процентов из картона, на 20—22 процента — из полиэтилена и на 3—5 процентов — из алюминия, — объясняет собеседник. — Упаковка имеет небольшой вес, она прочная и способствует долгому сроку хранения продуктов, потому что слой алюминия препятствует развитию микроорганизмов. За счет этого ультрапастеризованное молоко хранится в тетрапаке около года, что выгодно отличает данную упаковку от другой тары из стекла, металла или пластика.
Но, помимо плюсов, у тетрапака есть большой недостаток — его разложение в естественной среде занимает около 500 лет. Для переработки этого непростого материала требуется в два раза больше энергетических затрат по сравнению с переработкой, к примеру, макулатуры.
Пока разговариваем, погрузчик подает тетрапак россыпью на конвейер специального оборудования — гидроразбивателя.
— Мы применяем наиболее распространенный способ переработки тетрапака — извлечение из него целлюлозного волокна мокрым способом при помощи специальных гидроразбивателей, — продолжает Дмитрий. — Вы можете обратить внимание, что оборудование напоминает огромную стиральную машинку, в которой происходит интенсивное перемешивание загруженной упаковки с водой. В гидроразбиватель отправляется примерно 350 килограммов тетрапака в сухом виде, к нему добавляется 4,5 тонны воды.
Интересно, что специальная конфигурация оборудования позволяет извлечь целлюлозное волокно только за счет применения воды и законов физики. Без химии и вредных веществ. Цикл разволокнения, то есть отделения целлюлозного волокна от полимерных и алюминиевого слоев упаковки, занимает около двух часов.
— Обычные бумага и картон распускаются проще, так как разволокнение их идет по всей поверхности материала. У тетрапака из-за оклейки полиэтиленовой пленкой внутренней и внешней частей упаковки роспуск начинается только с торцевых частей и требует больше времени и усилий. Сначала нужно отделить пленку. Только после этого целлюлозный материал распускается, — говорит Дмитрий Лизура.
Модернизация и расширение ассортимента
Наблюдаем, как в процессе перемешивания упаковки с водой волокна разбухли и отклеились друг от друга. На выходе получается целлюлозное волокно с технологической водой и полиалюминиевая смесь. Под звуки работающих машин руководитель объясняет завершающие технологические процессы:
— Полученное волокно передаем на картоноделательную машину, длина которой составляет около 60 метров. Здесь волокно избавляется от воды и склеивается в листы нового картона. Кстати, раньше такой картон называли чемоданным, потому что из него в буквальном смысле делали чемоданы, — отмечает директор предприятия. — Из 100 килограммов вовлекаемого в переработку сырья 60 в виде волокна используем в производстве картона, который поставляем на мебельные предприятия. А 40 килограммов в виде полиалюминиевой смеси экспортируем на переработку в Россию, так как в нашей стране она пока не используется.
Алла КОЗЛОВА, сортировщик картона.
В стране-соседке из этого материала создают вторичную полимерную гранулу или используют для производства полимерпесчаных изделий — плиток, скамеек, канализационных люков. А еще из него можно изготовить фасадные панели для облицовки зданий, кровельные материалы и даже ручки с блокнотами.
Проектная мощность фабрики позволяет использовать до 6 тысяч тонн отходов комбинированной упаковки в год. В 2023-м на предприятии приняли около 300 тонн отходов такой упаковки. Всего же за этот период переработали более 400 тонн подобного вида отходов, из которых 100 тонн — остатки предыдущего года. Увеличение объемов переработки тетрапака в будущем до проектных планируется за счет расширения ассортимента выпускаемой из целлюлозного волокна продукции, для чего сейчас фабрика активно модернизируется. Например, предусматривается к концу 2024-го запустить новую бумагоделательную машину и освоить выпуск крафтовой бумаги.
— Среди специалистов широко обсуждаются возможности переработки комбинированной упаковки сухим методом в строительные материалы, например звукоизоляционные панели. Однако реальных производств, на которых переработка комбинированной упаковки велась бы по «сухой» технологии в промышленных объемах, нет, — добавляет Дмитрий Лизура.
— Мы стараемся сделать что-то хорошее и экологичное для страны. Кроме того, обеспечиваем себя альтернативным источником сырья — тетрапаком. По сравнению с объемами образования отходов комбинированной упаковки перерабатываем не так много. Однако рады, что хотя бы часть образующегося тетрапака не будет разлагаться на полигонах. Несмотря на все технические сложности переработки, этот вид сырья считаем ценным ресурсом, который можно и нужно перерабатывать. Хотел бы, чтобы в нашей стране таких производств стало больше. Всем хватит и сырья, и работы, — подытоживает Дмитрий Лизура.
КОММЕНТАРИЙ
Алексей ПИСКУН, начальник управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»:
— К сожалению, мощности по переработке упаковки типа тетрапак в Беларуси пока достаточно ограничены. В то время как в целом по стране оценочные объемы образования отходов типа тетрапак составляют более 20 тысяч тонн в год.
Нужно отметить, такая упаковка образуется также в составе отходов производства при создании комбинированного упаковочного материала на основе картона, плюс в процессе розлива жидкой пищевой продукции в упаковку на линиях розлива предприятий (производителей этой продукции). Оценочные объемы образования тетрапака в составе отходов производства — около 2 тысяч тонн в год.
С точки зрения сохранения содержимого это отличная упаковка, а вот с экологичностью у нее большие проблемы. Сегодня в мире появляются новые упаковочные решения. На смену тетрапакам приходят асептические ПЭТ-бутылки и ПНД-контейнеры. Они уже используются в Китае и Индии. Однако в глобальном масштабе такой вариант фасовки пока распространен слабо.
Экологичной альтернативой тетрапаку являются традиционные материалы: стекло и ПЭТ-пластик. Система их сбора отлажена. В нашей стране трудятся десятки переработчиков, которые дают этим видам отходов вторую жизнь.
semenkova@sb.by