Среди борисовско-бегомльских партизан было немало кадровых военных, умеющих отлично воевать.
Фамилия Скакун распространенная в Беларуси. В годы Великой Отечественной войны многие ее носители были выходцами из сел и деревень Бегомльского (по довоенной классификации) района, который входил в прославленную Борисовско-Бегомльскую партизанскую зону. Хотя фронт ушел далеко на восток, местные патриоты фактически отвоевали у врага огромную территорию в 8 тысяч квадратных километров, где действовали многие атрибуты советской власти. В самом Бегомле, освобожденном партизанами, была военная комендатура, размещались штаб партизанской бригады, госпиталь, тыловые службы. А с 1943 года здесь находился аэродром, куда регулярно прилетали с грузом оружия и боеприпасов, медикаментов, свежих газет самолеты с Большой земли.
Какой же вклад в борьбу с фашистами внесли патриоты по фамилии Скакун? Приведем лишь некоторые примеры. Старший лейтенант административной службы Красной армии Андрей Григорьевич Скакун, оказавшись в 1941 году в окружении, скрывался в родных местах и боролся с врагом. Стал собирать оружие на местах боев, установил связь с первыми партизанскими формированиями, говорится в наградных документах. Благодаря ему вооружение партизан в самые трудные 1941 — 1942 годы пополнилось двумя пулеметами, четырьмя автоматами, десятью винтовками. А вскоре и сам Андрей Григорьевич с оружием в руках присоединился к боевым товарищам. Командуя подразделениями, прошел боевое крещение в разгроме гитлеровских гарнизонов, обозов с награбленным имуществом и в других операциях.
Каждая женщина, девушка, взявшая оружие, чтобы бороться с оккупантами, — героиня. Именно такой была 20-летняя Ксения Скакун, медсестра партизанского диверсионного взвода. В листке по учету партизанских кадров в графах односложные ответы: нет, не была, не имеет — жизнь ее только начиналась. Тем не менее в документе на награждение медалью «Партизану Отечественной войны» приводятся такие яркие боевые эпизоды с ее участием, которые украсили бы и опытного воина-мужчину. Так, при разгроме одного из вражеских гарнизонов под ураганным огнем она сделала перевязки двум раненым бойцам, чем спасла им жизнь. В другой раз сама взяла в руки оружие и уничтожила двух фрицев (так в документе). «Участвовала во всех операциях и проявила себя отважной патриоткой родины» — это также о Ксении Григорьевне.
Увы, не всем патриотам удалось дожить до победы. Есть на сайте и похоронки, извещения о пропаже без вести на партизан по фамилии Скакун. А некоторые материалы еще нужно найти, оцифровать… Недавно коллектив центральной больницы Борисовского района Минской области сделал благое дело — обновил находящийся на больничной территории памятник на могиле партизан, павших в 1944 году. За этим фактом — поразительная история героической семьи. Как установили энтузиасты, отец семейства Куприян Филиппович Скакун, один из организаторов белорусского здравоохранения, с началом войны стал партизанским связным под позывным «Свой» в отряде № 36 бригады Сергея Жунина. И конечно, лечил раненых и больных, как и его жена, тоже медик. Немолодого уже доктора оккупанты бросили в тюрьму, но казни тогда удалось избежать. Партизанил и сын патриота 21‑летний Валентин. Подробности их боевой деятельности и гибели еще предстоит установить. Известно лишь, что еще один сын четы врачей-патриотов, также участник войны, продолжил семейную династию, стал кандидатом наук, главным врачом Могилевской городской детской инфекционной больницы. Возможно, кто-то из читателей что-нибудь знает об этих героях?
КОМПЕТЕНТНО
Ольга Таляренок, директор Бегомльского музея боевой славы:
— В Борисовско-Бегомльской партизанской зоне действовало в разные годы 10 партизанских бригад и два отдельных партизанских отряда. Мощная сила! И процентов на 80 она состояла из жителей местных сел и деревень. В наших краях фамилия Скакун и сегодня широко распространена. Но какую бы местную фамилию мы ни взяли, а не только эту, там также будут участники партизанского движения, практически у каждого тот или иной родственник сражался с оккупантами. Это вызывало у врагов звериную злобу, они устраивали кровавые блокады нашего края, в ходе которых только на территории нынешнего Докшицкого района полностью или частично были сожжены 190 населенных пунктов. Погибло около 20 тысяч женщин, стариков, детей.
Местные жители свято хранят память об этих невинных жертвах. Так, в деревне Осовы Докшицкого района был обновлен памятник на могиле 53 односельчан, зверски убитых гитлеровцами и их прихвостнями. В акте сохранения исторической памяти участвовали, наряду с другими патриотами, и продолжатели славной партизанской фамилии Скакун.
sob@sb.by