Здесь все просто. Краски превращаются в улыбки, улыбки — в картины. Потом будет выставка, и, возможно, рядом станет чуть теплее. Конечно, ее заметят не все и не сразу. Ведь первая в Минске инклюзивная изостудия открылась только что. Сразу по трем адресам школы рисования «Каляки–Маляки» начали заниматься 9 детей с инвалидностью.
— Проект только начался, рано говорить о достижениях, — осторожничает руководитель арт–школы Наталья Неборская. — В мае откроем выставку, тогда и соберем пресс–конференцию, расскажем о результатах. А они будут. Конечно, вряд ли ребенок, который раньше не рисовал, за полгода превратится в Шишкина. Важнее и интереснее сравнить другое. Как дети научились взаимодействовать между собой, что изменилось в головах родителей.
Прошлым летом в «Каляках–Маляках» появилась Алиса Будько. Дети, занимавшиеся в арт–лагере, приняли ее в свою компанию неожиданно быстро. Неожиданно в первую очередь для ее мамы, которая может долго рассказывать о кружках и секциях, куда не взяли ее дочь с ДЦП. Но у Натальи эта идея — научить «особенных» детей смешивать краски, получая новые оттенки, — появилась намного раньше. Вместе с Аленой Тихоновой, руководителем общественной организации «Солнечный круг», она давно искала инвестирование такого проекта.
На предложение нашего фотографа сделать памятный кадр вместе со своими работами дети откликаются мгновенно — какой художник откажется продемонстрировать свое творчество новой публике? Только шестилетней Маше Мисевич не до того, у нее — вдохновение. В итоге на фото попадают ее работы, но не она сама. Машу можно понять: к третьему занятию она раскрыла секрет красок. И (с точки зрения любого искусствоведа, вполне убедительно) стала сочетать цветные пятна в гармоничную картину.
— Поначалу у многих так, — комментирует Наталья первые живописные опыты Маши, еще серо–буро–малиновые. — Родители часто нервничают, увидев столько темного цвета. А ребенок набирает на кисть сразу синий, красный, зеленый, ожидая, что на бумаге возникнет радуга. Но выходит иначе.
У Маши — синдром Дауна. До начала проекта она, как и другие, прошла через конкурс рисунков. Ничей диагноз на этих рисунках не отмечали, только имя, фамилию и возраст. Критерий отбора в «Каляках–Маляках» один: педагоги оценивают, насколько интересно будет работать с потенциальными учениками. Решили, что интересно будет со всеми.
— В прошлый раз Маша такую эффектную картину выдала, что никто не остался равнодушным, — подтверждает педагог Ольга Мишанова. — Так у меня появился повод рассказать всем про абстракционизм. А Мирослав, который занимается у нас не первый год, внимательно рассмотрел ее работу и решил, что в следующий раз попробует так же.
— Вот смотрите, — Неборская предлагает сравнить, как работают Маша и Денис. — Два ребенка с одинаковым синдромом, а какие разные художники. Абстракционистка и суперперфекционист!
Перед Денисом — репродукция пейзажа Гогена. Но он ее не срисовывает, а сочиняет свою красочную историю. С множеством звезд на небе, с волшебными птицами и сказочным зверем на «неведомых дорожках». Ему только 7 лет, но, как рассказывает его мама Александра Крылова, именно он просыпается в их семье раньше всех. Достает краски, бумагу и рисует. Часто уже с 5 часов утра.
Благодаря поддержке Приорбанка новые ученики в «Каляках–Маляках» могут заниматься бесплатно. А у Натальи Неборской теперь появилась новая забота — установить пандус хотя бы в одной из мастерских своей арт–школы, чтобы сделать ее доступнее для «колясочников». Здесь верят в каждого из воспитанников. Ну а почему нет? Говорят, даже великий Леонардо страдал ДЦП. Майкл Джонсон, один из самых известных современных художников–иллюстраторов, родился с синдромом Дауна. Перечислить всех аутистов, чьи картины признаны в мире, вообще сложно — так их много. Впрочем, цель воспитать из учеников художников в «Каляках–Маляках» не главная. Это и так очень много, когда краски превращаются в улыбки.
cultura@sb.by
В Минске открылась первая инклюзивная изостудия. Дети с инвалидностью могут заниматься бесплатно
Оттенки радости
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.