Практика подскажет
С одной стороны, вполне логично: если ты учился за счет государства, то будь добр поработай определенное время там, где существует потребность в кадрах. С другой — у каждого есть возможность самостоятельно вершить свою судьбу. Выпускник может найти желаемое место работы и взять оттуда направление. Комиссии по распределению, как правило, учитывают такие документы.Больше года я уже не молодой специалист. Звучит забавно, будто после снятия этого статуса сразу плюс сто очков к опыту. Тем не менее два моих «молодых» года стали настоящей профессиональной школой. Да, я сама искала себе место для распределения. Университетская практика в помощь. Благодаря ей у нас, журфаковцев, был входной билет во все СМИ. Грешно этим было не воспользоваться. За четыре года учебы успела побывать на практике на областном, городском телевидении, в пресс-службе силовых структур. В конце концов, жизнь привела в наш издательский дом.
После того как распределение закончилось, предложили продлить контракт. Закрепила согласие автографом на бумаге. Знаю, что у многих моих друзей также не было вопроса, уходить или нет после распределения. Все зависит от того, в какую организацию попадешь на работу и какие там будут условия.
На моем курсе многие ребята нашли место для отработки самостоятельно. Тем, кто не смог этого сделать, комиссия дала направление в СМИ, которые находятся на малой родине выпускника. Но это не билет в одну сторону, как некоторым кажется. Общий вывод таков: чем больше попробуешь, пока ты студент, тем больше возможностей найти то самое свое и закрепиться. Плюс ко всему полезные знакомства тоже со временем могут очень выручить.
А вот еще случай из жизни. Знакомый, экономист по образованию, уехал по распределению в родной Щучин. Попал на процветающее предприятие, где шикарные условия для работников, хорошая зарплата, да и родные рядом. На вопрос, доволен ли он, ответил: «Грех жаловаться, о таком рабочем месте можно было только мечтать». Сейчас строит большие карьерные планы.
Есть масса историй, когда регион взращивал молодого специалиста, а дальше он отправлялся в большое плавание и добился успеха в своем деле. Так случилось, например, и с известным белорусским нейрохирургом академиком Арнольдом Федоровичем Смеяновичем, о котором и наша газета не раз писала. После окончания Минского медицинского института он напросился хирургом в глубинку, чтобы набраться опыта. Попал в дрибинскую больницу, оперировал все: грыжи, прободные язвы, внематочные беременности. Но грезил о клинике основоположника белорусской нейрохирургии и создателя отечественной нейрохирургической школы Эфраима Исааковича Злотникова. Об этом тогда мечтали многие начинающие хирурги. И по воле случая в Дрибин приехал медик из этой клиники, чтобы помочь провести операцию тяжелому пациенту. Ассистировал Смеянович. Благодаря своим навыкам он получил приглашение на работу к Злотникову.
Дорога с двусторонним движением
Идеальная картина в головах выпускников такова: сразу после получения диплома без труда найду работу. И это самое большое заблуждение. Сейчас практически везде главным требованием является опыт. Но откуда он возьмется у вчерашних студентов? Большинство из них владеет лишь теорией. Поэтому, грубо говоря, велик шанс остаться не у дел.В то же время статус молодого специалиста, который получает распределенец, является своеобразным щитом. Прежде всего такого человека нельзя уволить. Помимо этого, есть ряд денежных выплат и компенсаций. Законодательно прописаны и такие возможности, как первоочередное право на получение арендного жилья, возможность заселиться в общежитие или понижающий коэффициент оплаты при аренде.
С точки зрения государства, важно, чтобы всюду выполнялись социальные стандарты — и в большом городе, и в отдаленном селе. В частности, речь о поликлиниках, детских садах, школах. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Лилия Кирьяк отмечает, что кадровый вопрос в здравоохранении — серьезная тема. И здесь есть положительные тенденции. Молодые специалисты нередко закрепляются на первом рабочем месте. Кстати, порой в небольших населенных пунктах имеется возможность зарабатывать больше тех, кто трудится в крупных городах. В райцентрах не всегда есть полная ставка для узкого специалиста. А если молодой врач пожелает пройти переподготовку, он сможет занять эти 0,25 или 0,5 ставки и получать большую зарплату. В Минске же не всегда существует возможность найти подработку.
— Самой актуальной проблемой при закреплении кадров является обеспечение их жильем, причем качественным: арендной квартирой или домом. В регионах, где этот вопрос решен, нет кадрового голода. Помимо этого, на выбор молодежи — остаться или уехать — влияет еще и инфраструктура некоторых населенных пунктов. Молодые люди не готовы строить карьеру и создавать семьи там, где нет доступа к качественному образованию, транспорту. Развлечения тоже играют немаловажную роль. Значит, для того чтобы люди хотели и могли жить и трудиться в регионах, нужны инфраструктурные решения — от достаточного количества больниц и школ до красивых скверов и современных магазинов, — считает депутат.
Здесь можно вспомнить пирамиду Маслоу: в ее основании всегда лежат базовые потребности, и их нужно удовлетворить в первую очередь. Тогда и будет результат.
ПРЯМО В ЦЕЛЬ
В этом году из 4590 желающих поступать по целевому направлению зачислены 3395. Кстати, мест для целевиков в эту вступительную кампанию выделили больше, чем в прежние годы. Особенно это касается медицинских, аграрных и педагогических вузов. В некоторых даже был конкурс на целевое место. О чем это говорит? Молодежь по-другому посмотрела на этот способ поступления. И пятилетняя отработка не пугает, когда заранее знаешь, где она будет проходить и в каких условиях.
yankovich@sb.by