В 1990-е годы белорусы рисковали не только стать «сантехниками для поляков», но и поменять свой менталитет

Отойти от пропасти

За 30 лет, прошедших после официального вступления в должность первого (и пока единственного) Президента Республики Беларусь, наша страна не просто прошла большой путь.

Чего стоит один только факт, на который не сильно обратили внимание: за период с 20 июля (день инаугурации) до 9 сентября 1994 года Президент подписал 100 (сто) указов. За полтора месяца. Как минимум по два-три указа за рабочий день.

Думающим людям это говорит о многом. О том, например, что «пропасть», от которой Александр Лукашенко обещал отвести страну, была не фигурой речи, а реально (и жадно) смотрящей на нас бездной.

Говорит о степени развала управляемости тогдашнего государства — следовательно, о реальной возможности его полной коррумпированности, чего предпочитали не замечать самые главные правдорубы-бчбесы тех времен. Потому что ну о-очень рассчитывали сами стать бенефициарами.

Говорит о построении новой системы управления Беларусью (или параллельной, что в общем одно и то же) — построении буквально за считаные дни. Знающие историю понимают, что сравнить такое в обозримой истории можно только с большевистским подвигом государственного строительства.  

Не стаць скотам

Однако мы не только отошли (скорее все-таки были отведены) от пропасти.

Белорусы, смею утверждать, в те годы рисковали изменением собственного менталитета, на кону стояла замена культурного кода народа. Не больше, но и не меньше. Говоря проще, мы тогда, в 1990-е годы, могли начать становиться — и к настоящему времени стать — совсем другими людьми. Гораздо хуже.

Доказательство лежит рядом с нами, достаточно только посмотреть на юг.

После развала СССР все три государства, сей позорный и катастрофический факт осуществившие в наших (за что до сих пор обидно) Вискулях, пошли своим путем. Украина начала строить у себя и из себя государство тотальной коррупции («Сомалиленд в центре Европы», 29.03.22, «СБ. Беларусь сегодня»).

Вот это нынешнее легко формулируемое украинское пренебрежение любой властью («захотим — поменяем» в стиле Сашко Билого); эта всегдашняя готовность дать денег сильному, чтобы отстал, и стоптать слабого, чтобы не приставал; эта «манера взаимодействия с государством, когда наезд и попытка взять за горло есть лучшая и привычная стратегия поведения» — они оттуда.

Украинский народ — его ментальность, его самосознание, его внутренние опоры — изменили не одни только бандеровцы, которым дали волю. Роль нью-нацистов (и всех президентов, каждый из которых открывал все новые ворота в ад) в обыдлячивании украинцев неоспорима.

Однако давайте посмотрим и на то, как на менталитет украинского народа повлиял за 30 лет сам неверно выбранный путь развития.

Заработал — откупись

Рада — собрание украинских законодателей. Куча слуг народа. И вот они всей кучей недавно принимают в первом чтении «законопроект № 11340», согласно которому за коррупцию теперь у них можно откупиться. Штраф в зависимости от «уголовного проступка, нетяжкого, или тяжкого, или особо тяжкого преступления» может составить от 5 тысяч до 5 миллионов долларов. Плати — и иди.

У них в стране, напомню, идет, как они не устают говорить, война. Но можно откупиться — и не только от фронта, но и от совершенного преступления.

Это не вызывает возмущения, это практикуется, и это нормально — не только по отношению к тысячам и тысячам безымянных взяточников. Но и к персонам вполне себе публичным и даже претендующим на лавры «лидеров мнений».

К примеру, есть в Киеве такой Притула — шоумен, партиец, орденоносец. Он, если кто помнит, шустрее прочих и громче других «собирал с народа на дроны для фронта». А его жена — «жена волонтера» — «в 2023 году стала собственницей трех больших квартир в столице». Не все, стало быть, беднеют от военных действий.

Об этом знает если не вся Украина, то весь Киев точно. Но за эти прошедшие 30 лет у соседей стало не принято интересоваться, как и чем человек зарабатывает. Задавать вопросы, откуда гроши, это ныне дурной тон. Заработал — молодец, наехали — поделился, поймали — откупился… Это стало нормой существования целого народа.

И в украинском языке появляются новые слова: «притулить — купить во время войны квартиры в Киеве на деньги от сборов».

Умри ты сегодня

В провинции и люди проще, и нравы. «СБУ и Нацполиция задержали мэра города Белгород-Днестровского, занимавшегося рэкетом». Да, тем самым, простым и незамысловатым, как в 1990-е. Эти годы прошли, говорите? Только не под Одессой, я вас умоляю.

Идет война, каждый день обстрелы, страна, говорят, напрягает все силы — а целая банда во главе с мэром пытается «незаконно завладеть местной базой отдыха, расположенной на побережье Черного моря». Там и рэкет, и рейдерский захват, и принуждение владелицы к передаче прав (чуть ли не паяльником) — как, скажи ты, и не прошло этих 30 лет!

И снова: все всё знают, и на этом местном курорте, и в Одессе, но... людина гроші заробляє, не будем ему мешать.

Эта мысль пронизывает всю Украину снизу доверху, с запада на восток и с севера на юг. Вот, например, сейчас Укрэнерго регулирует распределение электроэнергии, которой в Украине катастрофически не хватает. То есть надо отключать и отдельные районы со всеми их жителями, и целые области с их городами и заводами — и делать это централизованно и по графикам, иначе никак.    

Однако Госэнергонадзор выяснил: «Диспетчеры в Житомирской области не выключали свет потребителям и игнорировали указания Укрэнерго». Как думаете, почему? Больше того: «В журналы дежурных по подстанциям вносились ложные данные..., что привело к несправедливому распределению электроэнергии».

И если вы думаете, что такие жлобы — они только в Житомирской области, то нет: «Наибольшее число нарушений, помимо Житомирской, также выявили в Днепропетровской области, есть данные и по Винницкой, Ивано-Франковской, Кировоградской и Одесской областям».

Иначе говоря: умри ты сегодня, а я завтра — вот такая парадигма отношения к своим же землякам установилась нынче в Украине. Днепровские пусть выживают сами, а нам, житомирским, электричество нужнее. Это общее настроение населения.

Вынесет все...

Подводящие итог цифры: «Как сообщили в Офисе генпрокурора, всего провели 70 обысков и сообщили о подозрении 30 лицам, половина из которых входит в состав преступных групп». О чем речь? На днях служащих по всей Украине обвинили в разворовывании 138 млн гривен (3,5 млн долларов), выделенных на потребности армии.

«Среди подозреваемых — 3 начальника квартирно-эксплуатационных управлений в Харькове, Николаевской и Днепропетровской областях, 7 начальников квартирно-эксплуатационных отделений в Кропивницком, Чернигове, Львове, на Прикарпатье, Житомирской, Волынской и Луганской областей, а также представители коммерческих структур». Нет разницы, где разворовывать: на севере или на юге, на востоке или на западе. По всей стране!

Идет война, как они говорят. При этом ЕС на латание бюджетных дыр передает Украине «прибыль от замороженных российских активов в размере 120 млрд гривен». Которые Украина (а не ЕС, оцените финт!) будет должна, если что-то пойдет не так. Но 138 из этих 120 уже разворованы на местах.

Помните задачу с бассейном и двумя трубами, по одной из которых втекает, а из другой вытекает? Вся Украина, похоже, и представляет собой такой бассейн, куда сколько ни вливай, а высосут все равно больше. При полном народном согласии.

А война там или что, не важно — да хоть конец света. Свое отжать надо успеть.

Цена выбора

Как думаете, может народ, оскотинившийся вот до такой степени, иметь будущее? Сомневаюсь. Сомневаюсь вместе с будущим, быть может, вице-президентом США. Этот Джей Ди Вэнс недавно по телевизору так и сказал: «Украина представляет собой функционально разрушенное государство». Соответствующим будет и отношение американцев и всех остальных — и к такому остатку государства, и к его народу.

Да что, собственно, будет, когда оно уже есть.

И вот этой судьбы, такого перерождения мы с вами, белорусы, избежали тогда, в 1994 году. Именно тогда — сделав правильный выбор. Представлять же, во что бы мы превратились (нас бы превратили) за гораздо меньшее время, в какую лишенную принципов биомассу, даже не хочется, настолько противно.

Вот вам и роль личности в истории, и цена выбора, и казалось бы, нерушимая народная ментальность, вечная на все времена. Об этом нужно думать и помнить самим, на этом примере учить студентов и школьников, о результате напоминать всем гражданам.

Что на самом деле означает правильный выбор в истории народа.

mukovoz@sb.by, https://t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter