На вчерашний день в трубопроводе «Дружба» накопилось около 5 миллионов тонн нефти с повышенным содержанием хлорорганических соединений. Внештатная ситуация выбила из колеи работу транспортной системы и переработчиков. Белорусским НПЗ пришлось до 50 процентов снизить загрузку производственных мощностей. В итоге наши предприятия вынужденно в полном объеме не выполнили контрактные обязательства по экспортным договорам. «Потери несет государственный бюджет Беларуси и нефтетранспортные организации», — задал тон встрече председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.
Переговоры в Минске состоялись по инициативе концерна «Белнефтехим». Уже более недели белорусская сторона добивается разрешения ситуации. И хотя российские представители заявляют об усилиях со своей стороны, чистая нефть пока на белорусские участки «Дружбы» так и не поступила.
«Мы пригласили всех вас для выработки соответствующих решений существующей проблемы: восстановление поставок сырья на НПЗ и транзитного потока нефти. Белорусская сторона имеет технически четкое видение и предложения по нормализации ситуации», — заявил Андрей Рыбаков.
Замминистра энергетики России Павел Сорокин поблагодарил белорусскую сторону за гостеприимство и большую работу по подготовке встречи в Минске. «Мы являемся партнерами очень длительный срок и за это время прошли достаточно много сложных моментов. Уверен, что технические проблемы, которые в определенной степени имеют место быть, сегодня будут конструктивным образом решены», — сказал он. И добавил: магистральный нефтепровод «Дружба» — стратегический, от его бесперебойного функционирования зависит энергетическая безопасность значительной части Европы. И его пользователями являются все страны, представители которых собрались в Минске.
Объективности ради заметим, «Транснефть» выполнила свое обязательство по увеличению поставок кондиционной нефти на «Нафтан» по трубопроводу «Сургут — Полоцк». По словам генерального директора ОАО «Нафтан» Александра Демидова, нефть начала поступать с 24 апреля. «Порядка 129 тысяч тонн качественной нефти будет прокачано до конца апреля. Сейчас работаем в нестандартном режиме сниженных объемов загрузки, несем потери. В настоящее время для нас очень важно получить определенность по поставкам нефти в мае, чтобы рассчитать режим работы. Ожидаем эту информацию от российских коллег в ближайшее время», — отметил он.
Между тем в пятницу пресс-служба Российской железной дороги распространила официальное заявление, что готова груз нефтяных проблем частично взвалить на свои плечи. «Накануне ОАО «РЖД» провело переговоры с операторским сообществом о готовности задействовать до 5 тысяч цистерн. Железнодорожники готовы обеспечить перевозку всех заявляемых объемов нефти в необходимые сроки», — говорится в сообщении пресс-службы.
Правда, из заявления РЖД непонятно, в какую сторону помчатся поезда. Из-за остановки «Дружбы» перебои с поставками произошли не только на белорусских предприятиях, но также прибалтийских, польских, немецких, словацких, венгерских и чешских. Надеемся, конкретные решения должны появиться после четырехсторонних переговоров в Минске…
volchkov@sb.by